«Бессознательный страх перед собственной гомосексуальностью»
Виталий Зимин, психоаналитик
«Одна из причин такой враждебности связана с бессознательным страхом перед собственной гомосексуальностью. Каждый из нас в раннем детстве проходит период, когда мы чувствуем любовь не только к человеку противоположного, но и своего пола. Мальчик (в данном случае мы говорим о мужчинах) нуждается в том, чтобы рядом с ним была мужская фигура, отец или старший брат, которого он мог бы любить, уважать и который любил бы его.
Если мальчик в детстве испытал взаимную, безопасную любовь к человеку своего пола, он «использует» этот опыт и во взрослой жизни, например поддерживает глубокие дружеские отношения с мужчинами, терпимо относится и к геям. Если же рядом такой фигуры не было или она была слишком пугающей, повзрослев, он станет испытывать сильный бессознательный страх перед теплыми чувствами по отношению к другим мужчинам. Этот страх может проецироваться и на геев. С другой стороны, враждебность по отношению к геям может быть и защитной реакцией на их соблазняющее поведение».
«Глубинная неуверенность в своем мужском начале»
Маргарита Жамкочьян, психотерапевт, социальный психолог
«В неприязненном отношении мужчин к геям нет ничего удивительного, потому что человеку вообще свойственно отторгать то, что не соответствует природе и социальному порядку. Есть мужчины, которые, говоря о геях, демонстрируют преувеличенные эмоции – неприятие, гнев, отвращение. Чаще всего это говорит о глубинном страхе – страхе утраты мужского достоинства. Как правило, так резко и категорично реагируют люди, недостаточно уверенные в своем мужском начале. По-настоящему сильные мужчины относятся к геям гораздо снисходительнее. Но в любом случае отторжение людей нетрадиционной ориентации – признак низкой толерантности и слабости общества».
Евгений Кащенко, доктор социологических наук, зам. главного редактора журнала «Сексология и сексопатология»
«Мужчины по-разному относятся к «пассивным» и «активным» гомосексуалистам: их презрение, насмешки, агрессия чаще направлены на тех, кто играет «женскую роль» в паре геев, кто позволяет овладеть собой. «Активный» гей выступает в роли лидера, его проявление силы нередко вызывает у мужчин просто снисхождение. При этом подавляющее число мужчин в России считают, что проявление гомосексуальных наклонностей у мужчины приведет к его падению в глазах товарищей. А агрессивность в выражении своих чувств во многом результат влияния социума, ведь мальчикам с детства говорят: ты должен быть сильным и активным. И в результате агрессивность нередко воспринимается нами как синоним мужественности».