Как всегда - хорошая новость заключается в том, что со СПИДом можно жить достаточно долго. Плохая - умереть по-прежнему придётся именно от него, точнее от болезней, спровоцированных развитием синдрома иммунодефицита, полное излечение по-прежнему невозможно.
Другой позитивный момент - снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции в столице. Обратная сторона: общая ситуация такова, что мы находимся аккурат посередине списка из 210 стран по количеству больных на 100 тыс. населения. "Наша Версия" попыталась выяснить, грозит ли России вымирание от чумы уже прошлого, ХХ века.
"Нравственность - единственный инструмент спасения, в противном случае общество придёт к деградации", - заявил Юрий Лужков, открывая в Москве II международную научно-практическую конференцию "ВИЧ/СПИД в развитых странах".
Надо сказать, что у градоначальника для подобных заявлений есть весьма убедительные аргументы. Темпы роста количества ВИЧ-инфицированных среди столичной молодёжи снизились в 10 раз, если сравнивать данные с аналогичными девятилетней давности.
Существуют два принципиально разных подхода. Один, широко распространённый в мире - это принцип снижения вреда. Если вкратце и в общем, то он подразумевает бесплатную раздачу
одноразовых шприцев и презервативов тем, кто входит в группу риска: наркоманам, раскованным дамам и просто подросткам. Другой подход - пропаганда ответственного поведения. То есть гражданам внушают, что только верность одному партнёру и полный отказ от наркотиков могут с достаточно большой степенью вероятности обезопасить их от ВИЧ-инфекции.
Приведём простой пример, Уганду, данными по которой охотно поделился конгрессмен Крис Смит. Там когда-то пытались приучить людей к безопасному сексу, сотнями тысяч раздавали презервативы на улицах - не помогало. То ли в порыве страсти забывали, то ли ещё почему, но количество инфицированных продолжало неуклонно расти. Пошли другим путём: вложили миллионы долларов международной помощи в пропаганду пресловутого ответственного поведения - появились результаты. За 10 лет темпы роста снизились с 15 до 5%. Понятно, что тоже много, но есть положительная динамика.
Хорошо это или плохо, но столица оказалась чем-то похожа на Уганду. Москва едва ли не единственная часть России, где от "снижения вреда" отказались, активно продвигая программу ответственного поведения. В целом же по стране только в рамках проекта "Глобус", объединяющего несколько негосударственных организаций, на это самое снижение начали тратить 87 млн. долларов, поступающих из Глобального фонда по борьбе со СПИДом.
- Это самый пессимистический подход, когда говорят, что наркомана нельзя вылечить, а можно только снизить вред, - считает главный нарколог Москвы Евгений Брюн. - Предлагается свободно раздавать метадон, который не надо колоть. Но научить безопасному употреблению наркотика нельзя. Это карикатура на борьбу с наркоманией.
Впрочем, профилактика профилактикой, а как быть тем, кто уже инфицирован? Тем более что сторонники всех теорий признают: при значительном распространении вируса существенно возрастает риск заражения и тех, кто хранит верность партнёру и не употребляет наркотики.
Надо сказать, что, несмотря на все успехи медицины, масштабы эпидемии пугают. По оценкам экспертов ЮНЭЙДС и ВОЗ, в 2007 году количество людей, живущих с ВИЧ, во всём мире составило 33,2 миллиона. И это, увы, не предел. Особенно плачевна ситуация на африканском континенте, который до сих
пор остаётся лидером по числу заражённых вирусом. Самое большое число ВИЧ-инфекции в мире отмечается в Южной Африке: около 6 млн. человек являются носителями вируса. И это несмотря на то, что население региона уже образованно в плане болезни. Однако жизнь ставит свои законы: чтобы прокормить семью, 15-летние девочки вынуждены зарабатывать на жизнь проституцией. И если на жрицу любви у кого-то денег хватит, то на презерватив уже нет. Свою лепту в распространение инфекции также вносит наркомания.
Сценарий, по которому вирус распространяется в Африке, мало отличается от развитых стран. Те же коммерческий секс и употребление инъекционных наркотиков. Хотя, казалось бы, просвещённое общество Старого и Нового Света знает о СПИДе практически всё. В России первый случай заболевания ВИЧ/СПИД был зарегистрирован в 1987 году. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, к концу 2007 года число заражённых составило 416 113 человек. Самыми неблагополучными регионами страны по распространению эпидемии являются Иркутская, Самарская, Оренбургская, Ленинградская, Тюменская, Ульяновская, Свердловская и Челябинская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ и город Санкт-Петербург. Основная группа риска - наркоманы: два из трёх случаев заражения связаны с потреблением инъекционных наркотиков.
В России на протяжении десятка лет основными поклонниками внутривенного кайфа являются мужчины. Причём в самом расцвете сил - от 15 до 30 лет. Однако за прошедшие два года картина резко изменилась: жертвами СПИДа всё чаще становятся замужние женщины. В 2000 году на слабый пол приходилось 20,6% новых случаев ВИЧ-инфекции, в 2003-м - 38,5%, то в течение 2006-2007 года этот показатель составил 44% и преимущественно в возрастной группе 20-30 лет. Самый что ни на есть детородный возраст. По данным на конец 2007 года, с ВИЧ жили 135 тыс. женщин, и у них родилось более 42 тыс. детей; 8 тыс. из них появились на свет в 2007 году. Сколько молодых матерей, заражённых вирусом, оказались в роддомах в 2008 году, ещё не подсчитано. Можно не сомневаться, что количество ВИЧ-инфицированных меньше не станет.
Как и у мужчин, основным путём распространения инфекции среди женщин по-прежнему остаётся внутривенное употребление наркотиков. Но бывают и исключения, когда вирус передался жене от мужа, который, в свою очередь, заразился ВИЧ от жрицы любви. Стоит отметить, что, как в Африке, так и в России, работницы коммерческого секса также находятся в группе риска. О том, что они заражены ВИЧ, представительницы древнейшей профессии, как правило, узнают в женской консультации после сдачи анализов на беременность. Установить точно, когда произошло заражение, невозможно. ВИЧ опасен тем, что в отличие от других вирусов он может не проявляться годами. По внешнему виду нельзя определить, болен человек или нет. Узнать о наличии вируса в организме можно, только сдав кровь на анализы. Обычно их бесплатно делают в любой поликлинике. Важно знать, что обнаружить вирус с помощью такого анализа также удаётся не сразу: после попадания в кровь организму необходимо от 25 дней до полугода для выработки такого количества антител, чтобы их можно было обнаружить. Этот отрезок времени называется "периодом окна".
С другой стороны, даже если молодая мама узнала, что она инфицирована ВИЧ, у неё есть все шансы родить здорового ребёнка. По статистике, даже без лечения болезнь передаётся от матери к ребёнку только в одном случае из трёх. Находясь в утробе, ребёнок защищён от вируса. Чаще всего он заражается во время родов или при кормлении грудью: ВИЧ живёт только в жидкостях человека. Медицина знает достаточно много о том, как предотвратить передачу вируса: при проведении профилактических мероприятий и приёме определённых препаратов риск заражения ребёнка можно снизить до 1%. Кроме того, ВИЧ-положительной женщине ни в коем случае нельзя рожать самостоятельно, а только с помощью кесарева сечения. Вместо грудного молока ребёнка лучше кормить смесями, которые бесплатно можно получить в центрах СПИДа.
В России пик эпидемии пришёлся на начало нового столетия - 2000-2001 годы, поэтому сейчас особенно велико количество больных с поздними стадиями ВИЧ-инфекции. Эти люди особенно нуждаются в терапии. Медики успокаивают, что сейчас жизнь человека, поражённого вирусом, можно продлить не на полтора-два года, как это было десять лет назад, а на пять-шесть лет. А если вовремя обратиться за помощью, подобрать правильное лечение, постоянно и по схеме принимать препараты, то прожить можно довольно долго и умереть не от СПИДа, а от старости.
- Правильно подобранное лечение и постоянный контроль за состоянием здоровья дают гарантию того, что можно прожить неограниченно долго, - говорит Эдуард Карамов, профессор, доктор биологических наук, руководитель лаборатории иммунохимии НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН и лаборатории молекулярной биологии ВИЧ в ГНЦ "Институт иммунологии". - Могу привести в пример детей, заражённых вирусом в Элисте 20 лет назад. Многие из них выросли, создали семьи, родили здоровых детей и чувствуют себя хорошо. Они принимают терапию, но когда только начинали лечение, композиции лекарств были не самые идеальные. Тем не менее они уже 20 лет живы и чувствуют себя вполне нормально. Идея ВААРТ заключается в том, чтобы превратить ВИЧ/СПИД в такую же болезнь, как диабет.
Противоретровирусные препараты, способные блокировать распространение вируса в организме, делятся на следующие классы: ингибиторы обратной транскриптазы (нуклеозидные - НИОТ, ненуклеозидные - ННИОТ, нуклеотидные), ингибиторы протеазы (ИП), ингибиторы слияния/проникновения (ИС) и ингибиторы интегразы (ИИ).
Ингибиторы (в переводе это слово означает "задерживающий, останавливающий") применяются в комплексе комбинированной терапии, так как каждый препарат подавляет размножение вируса на разных стадиях его жизненного цикла. Например, ингибиторы обратной транскриптазы не дают болезни "вписать" свою генетическую информацию в ДНК человека. У ВИЧ генетическая информация записана на РНК, у человека - на ДНК. Вирус умеет переписывать свою генетическую программу на понятный для человеческого организма язык - из РНК в ДНК - благодаря особому веществу, которое называется "обратная транскриптаза", то есть "то, что переписывает". Этому процессу можно помешать с помощью лекарств - ингибиторов обратной транскриптазы, которые делятся на нуклеозидные (НИОТ), нуклеотидные и ненуклеозидные (ННИОТ). ДНК строится из нуклеотидов, а они - из нуклеозидов. НИОТ мешают вирусу тем, что поставляют негодный строительный материал для вирусной ДНК - неправильные нуклеозиды. На сходном принципе основано действие ННИОТ, только они "переписывают" нуклеотиды.
Для размножения заражённая ВИЧ клетка производит длинную белковую цепочку, которая должна разделиться на части, чтобы стать строительным материалом новых вирусов. Это разделение происходит с помощью особого вещества - протеазы. Ингибиторы протеазы препятствуют распаду цепочки, построенной ВИЧ. Ингибиторы слияния/проникновения не дают вирусу проникать внутрь клетки, а ингибиторы интегразы не позволяют вирусной ДНК внедряться в ДНК человека.
Эти препараты не в состоянии полностью вылечить болезнь, однако они дают гарантию долгой жизни. Правда, их придётся принимать постоянно. Но ведь больные сахарным диабетом тоже вынуждены постоянно носить с собой инсулин. Для ВИЧ-положительных главное - понимать, что комбинированная антиретровирусная терапия блокирует болезнь по всем фронтам, вот почему препараты так важно принимать по строгому режиму. Иначе они перестанут действовать, а это значит, что шансов на будущее, пусть и с ВИЧ, останется ещё меньше. А шансов на долгое и светлое будущее у ВИЧ/СПИД-положительных людей с каждым годом становится всё больше.
Отношение общества к заражённым вирусом людям в XXI веке постепенно меняется в лучшую сторону. Благодаря годам просветительской и профилактической работы даже жители самых глухих мест планеты знают, что через рукопожатие, поцелуи, воду в бассейне
и маникюрные инструменты болезнь не передаётся. Как показала II Конференция по ВИЧ/СПИД в Восточной Европе и Центральной Азии, состоявшаяся в Москве в мае 2008 года, ВИЧ-позитивные граждане бывшего СССР больше не хотят скрывать свой статус, но боятся это делать из-за детей. Это мнение подтверждает Андрей Голосов, менеджер по связям с общественностью Белорусского сообщества людей, живущих с ВИЧ.
Андрей - бывший наркоман и о том, что он ВИЧ-положительный, говорить не боится:
- С ВИЧ-статусом я живу уже 12 лет. Инфекцию, как и большинство наркоманов, получил через внутривенную инъекцию. Из чисто спортивного интереса попробовал наркотик: друзья вкололи мне опиум. "Проба" затянулась на девять лет. Сегодня я на 90% уверен, что ВИЧ получил при первой инъекции. Почему человек, который носит в себе вирус, должен жить в некоем общественном лепрозории?! Во многих городах люди с таким вирусом просто становятся изгоями. Если на работе узнают о подобном диагнозе, человека стараются всеми правдами и неправдами уволить. Возникают проблемы и с детьми: ребёнка, даже если он родился ВИЧ-отрицательным, невозможно устроить в детский сад.
В Европе и Америке у инфицированных больше прав и отношение к ним намного лучше: их уже лет 10 как не считают монстрами и изгоями общества, их жалеют и, когда узнают об их статусе, дружбу не прекращают. Даже заводят семьи, где один из партнёров - ВИЧ-положительный. И если раньше о продолжении рода в такой паре даже думать не приходилось, сейчас это реальная возможность.
В семьях, где инфицированы оба партнёра или только женщина, риск заражения при зачатии или рождения ВИЧ-положительного ребёнка относительно невелик. В дискордантных парах, в которых носителем вируса является мужчина, угроза передачи болезни как матери, так и ребёнку увеличивается в десятки раз. В этом случае семья может прибегнуть к очистке спермы. Впервые эта техника была применена итальянскими учёными в Милане. В основном ВИЧ содержится в семенной жидкости. Во время очистки спермы её клетки концентрируются и отделяются от семенной жидкости. Оплодотворение происходит либо искусственным, либо экстракорпоральным путём. За более чем 10 лет миланские учёные провели около 2 тыс. оплодотворений и десятки сотен процедур по очистке спермы. До сих пор ни одна из женщин не заразилась ВИЧ, а все рождённые дети абсолютно здоровы. Однако желающим пройти процедуру очистки спермы придётся изрядно потрудиться, чтобы найти соответствующую клинику. В мире лишь несколько медицинских центров предлагают эту услугу. Остальные учреждения, связанные с продолжением человеческого рода, помочь дискордантным парам отказываются. За рубежом с этим нарушением прав человека борются, в нашей стране об очистке спермы знают единицы, да и то в узких медицинских кругах.
В России борьба с эпидемией ВИЧ/СПИД развивается по трём основным направлениям: осуществление комплекса диагностических, лечебных и профилактических мероприятий; организация закупок и поставок диагностических средств и антиретровирусных препаратов в субъекты РФ и специализированные медицинские учреждения федерального подчинения; совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере. В перечень приоритетных задач также входит предоставление максимально доступного профилактического лечения ВИЧ-инфицированным беременным женщинам, расширение программ по профилактике инфекции в уязвимых группах населения, проведение эффективного обучения и подготовки медицинских кадров, повышение уровня информированности населения. Эти обязательства Россия выполняет согласно принятой в 2001 году Генеральной Ассамблеей ООН декларации "О приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИД". В 2006 году в рамках национального проекта "Здоровье" стало развиваться направление "Профилактика ВИЧ-инфекции, СПИДа, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ", на которое были выделены немалые средства. А в рамках трёхлетнего бюджета на 2008-2010 годы на решение проблемы ВИЧ/СПИД государством предусмотрено порядка 30 млрд. рублей.
- Ещё два года назад ситуация со СПИДом в Восточной Европе и Центральной Азии была критической, - отметил Мишель Казачкин, глава Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулёзом и малярией на открытии II Конференции по ВИЧ/СПИД в Восточной Европе и Центральной Азии. - Сегодня ситуация изменилась: у медиков появились опыт и возможности помочь потребителям наркотиков, работникам коммерческого секса и другим представителям групп риска. Правительства стран бывшего СССР не только больше знают о проблеме, но и вносят больший вклад в борьбу с ней. Я полон надежд, что к 2010 году задача всеобщего доступа к лечению и профилактике в регионе будет решена. Если мы все будем работать вместе, это обязательно произойдёт.