Как показали недавние исследования, склонность к частой смене половых партнерш и неспособность удовлетвориться какой-нибудь одной спровоцирована все-таки генетически.
Изменяет — урод
Очередную попытку реабилитировать донжуанов или бабников, как их называют по-русски, предприняли американцы из Университета Бингемтона. Джастин Гарсиа с коллегами по лаборатории эволюционной антропологии и здоровья объявили: мол, можно не сомневаться — на измены людей тянут гены. А точнее, мутация одного из них.
Иными словами, бабник не виноват в своей пагубной страсти. Поскольку возникает она не от распущенности, а обусловлена фундаментальными процессами в организме. То есть обладает непреодолимой силой.
Обследование около двухсот неверных, доставленных в университет, показало: почти все — мутанты. У них изменен ген DRD4, который связан с системой восприятия удовольствия от секса. Оно, как считается, возникает, когда в мозг впрыскивается дофамин — гормон удовольствия. А особые рецепторы его воспринимают.
Мутанты благодаря изменениям в ДНК становятся более чувствительными к дофамину да и получают его больше, чем верные собратья.
К гормону удовольствия привыкают, как к наркотику. Без него начинаются ломки. А как их прекратить? Только дозой беспорядочного секса. Или двумя-тремя дозами.
— Измену, как правило, сопровождает риск, а он лишь усиливает всплеск дофамина, — уверяет Гарсия. И полагает, что исследования стоит продолжить. Чтобы поискать другие гены, которые, возможно, тоже толкают мужей и партнеров на скользкую дорожку неверности.
Не изменяет — тоже урод
Ученые из Каролинского института в Стокгольме разделяют мнение своих американских коллег, что причина, по крайней мере мужских измен, скорее всего, кроется в генах. Но шведы считают мутантами не бабников, а, наоборот, однолюбов. По их данным, в хромосомах неверных один из генов (RS3) представлен в своем полном многообразии. А у верных отсутствует разновидность 334. Что, по сути, является генетическим дефектом. То есть мутацией.
Не исключено, что сама природа внесла коррективы в созданный ею вид — поголовно похотливый, стремящийся завоевать как можно больше женщин. В результате изменений, произошедших на уровне. Стало быть, по шведским представлениям верные мужчины стоят на эволюционной лестнице выше неверных.
Все как у мышей
Поиски генетических причин неверности начались давно. И, как водится, с экспериментов на мышах. Благо среди этих животных есть две удивительные популяции — луговые полевки и степные. Самцы первой крайне блудливы, спариваются направо-налево. А те, что из второй, всю свою мышиную жизнь хранят верность одной самке. Ученые решили разобраться, от чего такое чудо происходит. И вроде бы разобрались.
— Наши исследования, проведенные на относительно простой биологической модели, предоставляют доказательство, что усиление активности всего одного гена глубоко меняет основы социального поведения, — говорит Ларри Янг, профессор Университета Эмори в штате Джорджия.
Оказалось: в головах верных и неверных мышей содержится разное количество рецепторов, воспринимающих гормон вазопрессин. Его вырабатывает мозг в одном участке, а усваивает в другом. Этот гормон, предположили ученые, и порождает чувство привязанности. И умеренности.
Для проверки американские нейробиологи перенесли ген, отвечающий за рецепторы вазопрессина, от степных моногамных полевок к луговым похабникам. И случилось фантастическое превращение: мыши-казановы поголовно стали верными «мужьями».
Столь впечатляющие результаты были получены еще в 2004 году. Но поскольку относились к «простым биологическим моделям», то не создавали уверенности в том, что их можно распространить на более сложные — на людей.
Сомнения развеяли все те же шведы. В недавних исследованиях под руководством профессора Хасса Валума они обнаружили поразительное сходство людей и мышей по части химической природы измен.
Оказалось, что человеческий мозг взаимодействует с вазопрессином точно так же, как и у грызунов. У верных мужчин гормона нашлось больше и усваивался он лучше. У изменщиков соответственно наоборот. А причина та же — генетическое отличие одних от других.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ