Комментарии ЧАТ ТОП рейтинга ТОП 300

стрелкаНовые cтатьи 10376

стрелкаВенерическое 66

стрелкаВсе для секса 441

стрелкаЖенское тело 848

стрелкаКамасутра 74

стрелкаКонтрацепция 208

стрелкаМужское тело 483

стрелкаОтветы на вопросы 4467

стрелкаРазные виды секса 1298

стрелкаСекс и здоровье 1358

стрелкаСекс и отношения 2905

стрелкаТехника секса 3875

Кое-что о сексе в Средние века
Категория: Ответы на вопросы, Секс и отношения
Дата: 1 июня 2011
  • Шрифт:

Девушка дня

Зигмунд Фрейд остался бы без работы, если бы не христианская церковь так основательно не переворошила наше коллективное бессознательное в Средние века. Многие современные представления о сексе, глубоко укоренившиеся в нашем сознании, сложились именно в период Средневековья, часто под влиянием суровой и не допускающей других толкований христианской доктрины.

У Церкви есть четкое мнение обо всех аспектах сексуальной жизни, и чаще всего это мнение не допускает возражений. Супружеская измена и внебрачные связи считались смертным грехом, который можно искупить лишь смертью — что ж, это понятно. Но мало кто знает, что некоторое время Церковь не запрещала и даже поощряла проституцию, считая ее неизбежным злом. А еще в эпоху раннего Средневековья католические священники могли сочетаться браком и иметь детей.

И хотя Церковь всячески выражала неодобрение и даже осуждение сексуальной жизни, этот предмет ее очень интересовал: в полемических церковных трудах нередко встречаются красочные и подробные описания сексуальных актов. Интересно, что представляли теологи раннего Средневековья, когда с таким пылом обрушивались на плотские утехи?

Куртуазная любовь: смотри, но не касайся

Католическая Церковь строго запрещала любое открытое выражение сексуального желания, но средневековое представление о «куртуазной любви» говорит о том, что любовь и восхищение могут находиться где-то между желанием тел и влечением душ. Один средневековый автор определил куртуазную любовь как «чувство незаконное, но облагораживающее, страстное, но подчиненное власти рассудка, унизительное, но возвышающее».

Куртуазная любовь — это любовь бесстрашнего рыцаря, избравшего дамой своего сердца замужнюю женщину — или женщину, которая не может ему принадлежать по иной причине, например, особу королевской крови. Поэтому рыцарь восхищается своей прекрасной дамой и поклоняется ей издалека, на почтительном расстоянии. Всю свою жизнь до последнего вздоха, свои победы и завоевания он посвящает ей.

Трубадуры — средневековые поэты и певцы, путешествующие из города в город, воспевали куртуазную любовь, приносящую удовольствия тела в жертву радостям духа.

Адюльтер: держите ваше хозяйство в штанах!

В эпоху Средневековья ревностные христианине относились к сексу не как к удовольствию, а как к досадной обязанности. Идеальным способом удовлетворения сексуальности считался целибат (добровольное воздержание). Секс допускался лишь в браке, для продолжения рода. Добрачный или внебрачный секс не только не приветствовался, а был равносилен самоубийству — всеобщее осуждение (особенно если речь идет о женщине) превратило бы вашу жизнь в ад. Все католики регулярно исповедовались, и священники сообщали обо всех грехах плоти, в которых признавалась их паства, что влекло за собой обязательное наказание, от публичного унижения и епитимии до смерти.

Но «блуд вне брака» осуждала не только Церковь — аристократы ее поддерживали, но совсем по иной причине. Они боролись не за нравственность, а ратовали за чистоту крови — несдерживаемые страхом перед наказанием за адюльтер и «свободную любовь», многие благородные дамы без сожаления осквернили бы брачное ложе, и никто не мог бы с уверенностью сказать, кто был отцом их детей.

Безусловно, к благородным прелюбодеям и прелюбодейкам отношение Церкви было несколько более снисходительным, чем к простолюдинам, хотя в сельской местности всегда царили свободные нравы и согрешивших влюбленных чаще всего сочетали браком, чтобы избежать огласки. Если это было невозможно, наказание было неизбежно.

Сексуальные позы: инициатива наказуема

Католическая Церковь определяла не только партнера и время для сексуальных утех, но даже диктовала позы, наиболее благоприятные для зачатия потомства (разве не в этом цель секса?). Нетрудно догадаться, что все позы, кроме классической (то есть миссионерской), считались противоестественными и потому греховными.

Поза «наездница» (женщина сверху) или «собачья» поза (мужчина сзади) осуждались Церковью, так как они нарушали установленную природой расстановку сил в паре мужчина-женщина, их естественные роли. Анальный и оральный секс были заклеймлены как грех, поскольку не вели к продолжению рода и ничего, кроме удовольствия, не давали. Средневековые схоласты были уверены, что единственная цель и предназначение секса — продолжение рода.

Нарушителей этих неписаных правил ожидало строгое наказание: епитимией сроком на три года наказывались любители оральных ласк и разнообразных поз, а вот анальный секс — как крайнее извращение и содомия — карался еще строже.

Такова была официальная позиция Церкви. Тем не менее, некоторые «прогрессивные» теологи подвергли эту позицию сомнению. Так, фисолоф и теолог Альберт Великий выделил пять сексуальных поз, расположив их по степени греховности, в порядке возрастания:

1) мужчина сверху,

2) мужчина сбоку,

3) мужчина сидит,

4) мужчина стоит

5) мужчина сзади.

По его мнению, единственная естественная поза — миссионерская, все прочие «сомнительны, но не могут быть расценены как смертный грех». Однако философ также признал, что в некоторых ситуациях (например, если один из супругов слишком тучен) другие позы не только приемлемы, но даже весьма практичны.

Позиция Церкви относительно гомосексуализма или мужеложества была четко сформулирована католическим теологом Петером Дамианом в его сочинении «Книга о Гоморре». К греху содомии, которая считалась «противоестественным деянием», помимо гомосексуализма, относилось также самоудовлетворение, а также взаимная мастурбация, сношение в положении сидя и сношение «в зад» (анальный секс). Фома Аквинский несколько расширил и доработал определение содомии, включив сюда все виды секса, кроме проникновения во влагалище. Он также первым официально назвал грехом лесбийскую любовь.

Активно преследовать содомитов католическая Церковь начала уже в XII-XIII веках. Грех содомии карался смертью, которой могли предшествовать долгие и мучительные пытки, насение увечий (отрезание половых органов). Чаще всего содомитов сжигали на костре или вешали. А если в подобном грехе обвинялся священник, его вешали в клетке на всеобщее обозрение и порицание, и оставляли умирать голодной смертью.

Тем не менее, существуют доказательства того, что многие влиятельные лица того времени — особы королевской крови, аристократы — были гомосексуалистами. В этом подозревают английского короля Ричарда I (Ричарда «Львиное Сердце») — по данным некоторых источников, со своей будущей женой Беренгарией он познакомился, когда был любовником ее брата, будущего короля Наварры Санчо VII. Также ходят слухи о его связи с французским королем Филиппом II. Современник короля писал, что «они ели из одного блюда и спали в одной постели», и «видно было, что между ними страсть».

Мода для настоящих мужчин: это гульфик или вы рады меня видеть?

Одним из самых модных аксессуаров средневекового мужчины был гульфик — часть мужских панталон, пристегиваемая спереди к поясу и прикрывающая гениталии (или часто преувеличенно подчеркивающая их). Чтобы защитить гениталии и придать их обладателю значимость, гульфики набивали опилками или кусками материи. Нередко гульфики изготовляли в увеличенном размере, отчего пенис в нем выглядел эрегированным.

Еще один символ мужественности в средневековой моде — пулены, длинные башмаки с острым носом, который как бы намекал на размер мужского достоинства: чем длиннее носок башмаков, тем мужественнее мужчина.

Гульфики и пулены во всей красе можно увидеть на картинах голландских мастеров, в частности, Питера Брейгеля. Так, английский король Генрих VIII, считавшийся одним из самых красивых и элегантных мужчин своего времени, изображен с гульфиком и в пуленах.

Как можно догадаться, Церковь не поощряла эту моду, называя гульфик и пулены «дьявольским измышлением».

Фаллоимитаторы: «размер под стать желанию греха»

В исторической литературе можно найти упоминания об использовании фаллоимитаторов — конечно, в понимании того времени. В частности, в одной из церковных книг, предписывающих конкретные наказания за определенные проступки или прегрешения, написано следующее: «Если ты, подобно некоторым женщинам, изготовила устройство или приспособление в форме мужского органа противоестественного размера, чтобы удовлетворять свои греховные желания, ты понесешь наказание и будешь нести епитимью в течение пяти лет в дни церковных праздников».

Слово «фаллоимитатор», конечно, было незнакомо и каноникам, и «грешницам», но сам предмет — приспособление, имитирующее мужской половой орган — безусловно, существовал. В эпоху Ренессанса фаллоимитаторы начали изготовлять профессионально, и особой популярностью в средневековой Европе пользовались искусственные фаллосы из Италии.

Девственность и целибат: отказ от плотских утех

Убеждение средневековой Церкви в то, что непорочность и воздержание — единственный способ доказать свою любовь к Богу, воплотилось в культе Девы Марии. Иначе говоря, все стремились сохранить свою невинность, но это мало кому удавалось.

Впрочем, утраченную невинность можно было «восстановить», правда, несколько иначе, чем сегодня. Дело в том, что Церковь разрешала женщинам — не только потерявшим девственность, но и ставшим матерями — покаяться в «грехах» и искупить их годами покаяния, добровольно отправившись в монастырь и провести там остаток жизни. Женщины, избиравшие этот нелегкий путь, каялись в первородном грехе и присоединилясь к культу Девы Марии.

Проституция: хотите хорошо провести время?

Как ни удивительно, но в Средние Века проституция процветала, независимо от мнения Церкви. В крупных городах проституцией занимались анонимно, и это занятие отнюдь не считалось позорным. Более того, это была прибыльная и важная — пусть и не самая уважаемая — профессия.

Более того, был период, когда проституция была разрешена Церковью и рассматривалась как богоугодный способ предотвращения супружеской измены и гомосексуализма. С проституцией мирились, как с неизбежным злом. Святой Фома Аквинский, один из самых строгих теологов, писал: «Запрет проституции приведет к тому, что общество погрязнет в грехе разврата».

Лучшие и самые дорогие проститутки работали в борделях, которые были во всех, даже самых маленьких, средневековых городах. В некоторых городах «жрицы любви» должны были носить на своей одежде знак принадлежности к древнейшей профессии, например, вуаль с желтой лентой. Уличные проститутки имели дело с бедными клиентами, поэтому часто подвергались насилию, получали увечья и рано умирали.

Контрацепция: если дамбу прорвет...

В Средние века католическая Церковь была настолько поглощена осуждением и наказанием «грехов плоти» и удовольствия, которое можно получить от «противоестественных» сексуальных актов, что вопрос предохранения от беременности совершенно выпал из поля ее зрения. Тогда, как и теперь, теологи осуждали всякую контрацепцию, но Церковь мало волновали «грешники», старающиеся избежать продолжения рода, когда рядом были содомиты и прелюбодеи. Так что предохранение от беременности рассматривалось скорее как мелкий проступок, незначительное прегрешение, чем смертный грех.

Помимо общеизвестной практики прерывания полового акта, существовали и другие способы предотвращения беременности, в частности, использование примитивных презервативов — очищенных кишок овец, перевязанных крученой нитью. В Средние века презервативы использовали неоднократно, и не только для предотвращения беременности, но и для защиты от венерических болезней, в частности, повсеместно распространенного сифилиса, эпидемия которого захлестнула Европу в конце XV века. В дальнейшем презервативы изготовляли из льна. В целях конрацепции презервативы стали широко использоваться лишь в середине XVII века.

Женщины иногда предохранялись с помощью пессариев — специальных снадобьев, содержащих множество ингредиентов, и действующих подобно спермицидам. Пессарии наносили на стенки влагалища. Так, простейший пессарий содержал измельченные финики, измельченную кору акации и мед, смешанные до консистенции пасты. Перед половым актом в этой смеси смачивали ткань, которую вставляли во влагалище.

Сексуальные расстройства: проснись и люби меня!

Если мужчина не мог выполнять свои супружеские обязанности, в дело вмешивалась Церковь -виновный представал перед судом старейшин, которые подробно изучали фаллос мужчины, оценивали его здоровье и определяли, способен ли он к продолжению рода. Если фаллос был деформирован, поврежден или в ходе следствия была обнаружена иная причина, оправдывающая невыполнение супружеского долга, брак расторгали.

Многие доктора в средневековой Европе верили в восточную медицину и широко использовали ее методы. Поэтому в случае расстройства половой функции мужчины в первую очередь обращались к восточным докторам и аптекарям. Чаще всего половое бессилие лечили с помощью лекарств и особого режима питания. Насколько эффективным было это лечение, трудно судить.

Просмотров 46507     Рейтинг +9 оценка

Кое-что о сексе в Средние века

Оцените эту статью:

Пожалуйста, оставьте комментарий и вы станете первым!!!