В магазине она обязательно воспользуется контрольными весами, а в случае чего — потребует жалобную книгу. В гостинице будет возмущаться по поводу того, что полотенца недостаточно чистые. А в ресторане непременно выскажет претензии по поводу приготовленных блюд... Кажется, она считает, что мир — это всего лишь сфера обслуживания, которая должна вращаться вокруг нее. «Ну и стерва!» — шипят ей вслед окружающие. «Просто у меня есть чувство собственного достоинства!» — возразит она.
Лично я всегда испытываю неловкость, оказавшись рядом с такими особами (чаще всего это почему-то женщины). Недавно, например, в парикмахерской дама лет 45 закатила при мне скандал: мол, ей выкрасили волосы не в тот цвет. Напрасно мастер и девушка-администратор доказывали ей, что покрасить волосы могли только в цвет, который она сама выбрала. Клиентка просто их не слушала. Когда ее спросили, зачем же она отдала деньги, раз качество работы ее не устроило, она ответила, что дело не в деньгах, а в принципе...
Помню, в далекой юности мне как-то парикмахерша случайно попала в глаз химическим составом. Глаз потом воспалился и долго болел. Но жаловаться на парикмахершу я не стала — неудобно было...
Есть у меня подруга, которая может прийти в магазин одежды, в течение двух часов мерить вещи и так ничего и не купить. Или купить, а через несколько дней сдать обратно — мол, размер или цвет не тот. Я же через пять минут либо решаю, что ничего покупать не буду, либо все-таки что-то выбираю. Дома у меня скопилась масса вещей, которые не подошли по цвету, велики, тесноваты, а то и просто мне не идут. Но ни разу после покупки не возникало желание их вернуть. Ну, в крайнем случае, я меняла их на что-то более подходящее. Но принести уже купленное и потребовать назад деньги для меня почти немыслимо...
Та же подруга может ворчать по поводу того, как обслужил ее официант или продавец на рынке, по поводу отдыха в деревне на берегу пруда — мол, вода грязная, и удобств никаких... Она убеждена, что ей положено только все самое лучшее.
Меня всегда коробили люди, конфликтующие с начальством. Я не понимала, как они не боятся идти на конфликт, ведь это может грозить выговором или увольнением! Сама я старалась всегда быть максимально корректной с коллегами и работодателями. Улыбалась, здоровалась, бросалась выполнять любое задание, даже если оно не нравилось или не входило в сферу моих непосредственных обязанностей. Лишь бы не испортить впечатление о себе. И часто вспоминала почему-то строчки из Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, чтоб на свете сиротиночке беспечально век прожить...» И еще когда-то сказанные отцом слова, что надо учиться приспосабливаться. Даже к явно дискомфортной ситуации.
Вот странно, стала задумываться я со временем: почему эти хамки и скандалистки получают от жизни все, что хотят, а что получила я, постоянно ко всем приспосабливаясь? Символическую зарплату, потому что не хотела портить отношения с руководством? Ненужные мне вещи, потому что в свое время не хватило духу пойти и вернуть их в магазин? Испорченное настроение, потому что постеснялась сказать человеку, что он плохо и некачественно сделал свою работу?
Выходит, быть лапочкой и паинькой попросту невыгодно?! И если хочешь чего-то добиться, надо учиться качать права? «Не давать вытирать о себя ноги», как сказала одна знакомая. Тогда я с ней не согласилась. Мне казалось — ну как можно нагрубить человеку, от которого ты находишься в зависимости, даже если он тебя третирует? Лучше потерпеть, дать себя, грубо говоря, «поиметь», но не лишиться стабильного места работы и хорошего отношения.
«Таких не любят, но уважают», — говорила моя мама про любительниц отстаивать свои права. Меня на всех моих работах просто обожали за мою безответность и готовность всегда пойти навстречу. И при этом почти никогда не повышали мне зарплату и не давали премий.
Когда я в первый раз заявила начальнице, брюзжавшей, что я ничего не делаю (впрочем, брюзжала она на всех), что за 3 тысячи в месяц никто не станет нормально работать, я была готова к тому, что она тут же предложит мне уволиться. Но этого не случилось. Более того — наезды на меня прекратились. И эта дама, как мне показалось, действительно начала смотреть на меня с уважением!
На следующем рабочем месте я выступила по поводу увеличения объема работы за те же деньги. И что же? Редакторша вдруг стала заискивать передо мной и сказала, что станет доделывать все сама. За меня, оказывается, держались... И жить стало гораздо легче.
Впервые я задумалась о том, что быть стервозной не так уж и плохо. А может, дело вообще не в стервозности и вредном характере, а в чувстве собственного достоинства? Пусть и гипертрофированном? Просто такие особы стремятся получить то, что положено им по праву. По их мнению, конечно. Во всяком случае, нельзя спорить, что у стерв есть чему поучиться. Хотя бы умению постоять за себя.