При всем богатстве выдумки китайцев, хорошо развитом и даже богатом воображении они оставались весьма практичным народом, в том числе и сфере интимных отношений. Во всяком случае, богатые и образованные господа считали секс не только источником наслаждений и удовольствий, но и относились к нему как предмету изучения. Другими словами, рассматривали его не только как искусство, но и науку.
Наука или искусство?
И оказались правы, потому что именно к такому выводу пришли — только гораздо позже — и другие поколения людей, населяющих землю. Что же касается древних китайцев, то науку интимных отношений они воспринимали весьма своеобразно.
Мыль о равенстве полов просто не укладывалась в их головы — до этого еще надо было дорасти. Женщина в Древнем Китае рассматривалась чисто утилитарно — в обществе считалось, что она создана только для двух целей. Для воспроизводства потомства (прежде всего, мужского пола, почему — особого объяснения не требует: каждой семье требовались рабочие руки) и для того, чтобы ублажать своего мужчину-повелителя. Этому способствовала жизнь в Китае, и господин Ян воспринимал госпожу Инь как часть домашнего имущества, только одухотворенного в том смысле, что живого, которое можно было использовать в соответствии со своим настроением.
Такое отношение к женщине как к предмету, постоянно изучаемому в интимной жизни, и как к объекту практического использования, неизбежно приводило к экспериментированию и расширению сферы наслаждения, получаемого от секса.
И здесь древние китайцы давали полную волю своей фантазии, всеми способами стремясь достичь гармонии в интимных отношениях и извлечь из них максимум наслаждения.
Несколько слов об Инь и Ян
Нам еще раз придется повторить, что главенствующую роль в древнем китайском обществе играли мужчины. И гармония, прежде всего, была неразрывно связана с половым актом, именно на нем сосредотачивали в ее достижении свое внимание мужчины-китайцы. Этому и помогала теория инь-ян, которая рассматривала половые органы как часть природных великих космических сил. Учение утверждало, что Земля, женщина и ее внешние половые органы, т. е. вульва, является воплощением инь, а Солнце, мужчина и пенис — ян. Слияние же этих двух противоположностей ведет к преодолению Хаоса, который предшествовал сотворению всего живого и неживого, и достижению так ценимой китайцами (да и не только ими) Гармонии. Исходя из этого, многие свято верили, что каждое соитие между мужчиной и женщиной символизирует близость между солнцем и землей.
Именно поэтому в Древнем Китае к продлению и возвеличиванию полового акта относились весьма серьезно — он рассматривался как один необычайно важных жизненных ритуалов.
Средства достижения
Древние китайцы видели всего лишь три пути повышения значительности этого ритуала и двигались по ним неуклонно и методично, проявляя немалое усердие и богатое воображение.
Первый путь был, говоря сегодняшним языком, сугубо техническим — китайцы придавали не просто большое, но огромное значение выбору поз, и были правы, поскольку искусство любви основано на ее технике.
Второй путь тоже имел прикладное значение — китайцы были весьма изощрены в придумывании и применении разнообразных приспособлений, усиливающих удовольствие и наслаждение от полового акта.
Ну, а третий путь можно рассматривать как сугубо поэтический — китайцы и устно, и письменно постоянно предавались восхвалению женских половых органов, наделяя их всевозможными, ласкающими не только слух партнерши, но и ее тонкую чувствительную душу, эпитетами.
Обычаи и суеверия
То, что мы сейчас рассматриваем как суеверия, древние китайцы рассматривали как элементы быстротекущей жизни. Веками устоявшиеся традиции и обычаи неизбежно привели к возникновению весьма сложной системы верований, совершенно непонятной для европейцев. Система, в которой порой не очень-то хорошо разбирались и сами китайцы, влияла на все стороны жизни, включая и интимную. Может быть, нам, жителям начала ХХI века, покажется странным, но секс был подчинен этой системе так же, как похороны умерших, рождение детей и особенно культ предков.
Древние китайцы считали, что различные дни, ненастная или жаркая погода и даже направление, в котором лежат любящие, могут быть благоприятными или неблагоприятными для близости, которой они предаются. Даже характерные физические особенности тех или иных женщин рассматривались в этой системе жизни как имеющие вполне определенное значение приметы.
И особо важными, принимающимися всеми китайцами, считались принципы, изложенные в конфуцианских «Записках о церемониях». Которые представляли собой правила и нормы, регулирующие все стороны общественной и личной жизни.
От отношения между различными членами семьи и соблюдения традиционных праздников до права жены проследить за тем, чтобы наложница мужа вовремя покинула его постель после полового акта.
Я не хочу вдаваться в моральные оценки такого образа жизни — хорош он или плох. Для китайцев, очевидно, был хорош, но европейцу такое бы и в страшном сне не могло присниться.
Потому что все зависит от того, что считается нормой и является правильным в той или иной цивилизации.