В советских кинотеатрах пуританские нравы блюла администрация, закрывая некоторые фильмы для просмотра детей, моложе 16 лет. Понятно, что если люди видели на афише под названием фильма приписку «Детям до 16 лет», то на этот фильм сразу начинали ломиться, потому что знали – там можно будет увидеть голую женщину. Вроде бы кажется это бред – ну с какой стати взрослые люди должны идти на фильм только из-за того, что там мелькнёт обнажённое тело? И однако ломились. В этом смысле помогали французские и итальянские картины.
Например, был такой итальянский фильм «Народный роман» (если не путаю название), где молодой Микеле Плачидо укладывает в постель итальянскую красавицу. Очереди на это фильм были огромными. Или, например, советско-итальянская комедия «Невероятные приключения итальянцев в России». По ходу действия там есть сцена, где главная героиня, итальянка (Антония Сантилли) приглашает главного героя (Андрей Миронов) в свой номер. Там она укладывает его в постель и просит подождать. А сам идёт в ванную. В ванной, дверь которой закрыта матовым стеклом она переодевается, демонстрируя свои груди. Так вот этой сцены, длящейся пары секунд, когда через матовое стекло показывают женскую грудь, было вполне достаточно, чтобы на фильм навесили бирку «Детям до 16». Позже, правда, догадались, что это уже просто верх идиотизма и запрет «детям до 16» убрали.
Ясное дело, что тинейджеры тоже мечтали попасть на любые фильмы «Детям до 16». Для чего старались одеться по взрослому. Иной раз возле билетёрши, которая в конечном итоге должна была определить возраст зрителя, разыгрывались бурные сцены. Билетёрша намётанным взглядом тут же в толпе предъявляющих билеты вычисляла тех, кому нет 16 и не пускала, а пойманный с поличным умолял её: «Тётенька, ну пустите пожалуйста, у меня уже есть паспорт». Мне иной раз удавалось пройти, а иной раз меня отлавливали. Кстати, на «Народный роман» я таки попал. Но был немало разочарован пресловутой постельной сценой – за пару секунд промелькнуло что-то розовое и – всё. Я вообще ничего не успел разглядеть.
Тут следует сделать некоторое разъяснение. У советского кинематографа были собственные стандарты на продолжительность фильма. Я точно не скажу, но односерийный фильм должен был идти не более полутора часов (или, кажется, час двадцать). Поскольку многие зарубежные фильмы, которые закупались для проката, были большей продолжительности, то такие фильмы доводили до кондиции при дубляже – «лишние» сцены вырезались. Само собой, что если в фильме были эротические сцены, то купированию они подвергались в первую очередь. В итоге даже если в зарубежном фильме была эротика, до советского зрителя она доходила в сильно урезанном виде. Но это ещё не всё. Дополнительную цензуру на фильм накладывали киномеханики.
Эти низкие люди в личных корыстных интересах вырезали из плёнки кадры с голыми тётками. Поэтому если копия проходила несколько десятков кинотеатров, в каждом из которых киномеханик вырезал себе несколько «клубничных» кадров, то даже та малая толика эротики, которая осталась после лап советской цензуры, превращалась в не пойми что. Ну вот как с тем самым «Народным романом», который я посмотрел.
В советских журналах эротики никакой тоже не было. В журналах типа «Огонёк» невозможно было себе вообразить не то что фотографию обнажённой женщины, но даже фото женщин в нижнем белье. Это был настоящий пуританизм – высшей пробы. Правда попадались журналы мод из соц.стран. Купить их было не просто, но возможно. В этих журналах иногда появлялись фотографии девушек в каких-нибудь пеньюарах. Также в специализированных журналах по фотографии тоже иной раз печатали одну-две фотографии в стиле «Ню». Но это всё были журналы не массовые.
Возникает резонный вопрос – а откуда тогда вообще люди и подростки узнавали, «что и как»? Как не смешно, все детали процесса узнавались довольно рано. Например, я узнал из рассказов старших мальчишек чуть ли не в первом классе. Но не очень в них поверил – мне показалось, что это неправда. И уж совершенно недостоверным мне показалась версия о том, как женщина рожает. «Вздор какой-то придумали. Такого не может быть!»
Но откуда об этом знали взрослые мальчишки? Ну, во-первых, были специальные медицинские брошюры «для юношей» и «для девушек». Не уверен, что они всегда продавались, но в юности мне друг давал почитать такое официально изданную брошюру. Там подробно описывалась мужская и женская физиология, а также детали полового процесса и то, как надо предохраняться и какие вообще существуют средства контрацепции. Всё очень детально и без всякой утайки. Эти брошюры шли по разделу медицинской популярной литературы.
Во-вторых, как не покажется это кому-то странным, в СССР существовала развитая индустрия порнографии. Разумеется, не государственной, а подпольной. По рукам ходили перепечатки с разных порнографических рассказов. Самый знаменитый, наверное, это «В бане», который приписывался Алексею Толстому. Очень пикантное произведеньице. Мне его дал почитать приятель, в возрасте лет наверное 12-13. А он, в свою очередь, выкрал напечатанные на машинке через 5 копирок листы, у своего отца. Также по рукам ходили и перепечатки переводов западных книг по сексуальному воспитанию, которые конечно более подробно описывали всевозможные позы и т.д. и т.п.
Кроме рассказов по рукам ходили порнографические фотографии. Это были, как правило, фотографии из западных журналов. Вернее, фотографии, с фотографий, с фотографий, с фотографий… Ну то есть когда человек перефотографировал фотографию, которая в свою очередь была перефотографированной фотографии, которая… и т.д. Качество этих снимков было сами понимаете какое. Но зато это была самая настоящая иностранная фотопорнуха со всеми подробностями. Помню, классе в 7-м у нас уже во всю продавал такие фотокарточки один умелец. Которого потом из-за этого даже не приняли в ВЛКСМ. Впрочем, он не сильно горевал.
Наряду с фотографиями из иностранных журналов ходили и «родные» фотографии. Кто их делал – чёрт их знает – какие-то рисковые люди (поскольку за распространение порнографии можно было реально сесть в тюрьму). Но если был спрос, то предложение обязательно должно было родиться. Качество этих фотографий было повыше. Но натура на них была качеством пониже, мягко говоря. Впрочем, подростков такие мелочи смущать не могли. Ещё эротические фотографии продавали немые в вагонах поездов. Это был целый бизнес – банды немых заходили в поезда дальнего следования и предлагали наборы фотографий на разный вкус, включая эротические фотографии. Кстати, самопальное порно, наверное, было не такой уж редкостью. Я помню, в фотоателье на Арбате висело объявление с примерно таким содержанием: «Фотоплёнки, на которых унижается достоинство человека, в работу не принимаются». Думается, это объявление повесили специально для тех фотолюбителей, которые сдавали на печать фотоплёнку с самопальным если не порно, то эротикой. Стало быть это были не единичные случаи.
В общении между подростками различного пола нравы были тоже довольно спокойные. То есть в компании пацанов мы разговаривали на всякие темы. Но я не припомню случая, чтобы такого рода темы обсуждались в смешанных компаниях. Из этого, конечно, не следует, что молодые люди занимались сексом только после бракосочетания – уж чего нет, того нет. Но всё-таки как-то это на широкую публику не выносилось. В Москве для совсем уж озабоченных всегда были заповедные места в виде женских общаг, где каждый желающий мог найти себе на ночь боевую подругу. Понятное дело, расплачивались коварными обещаниями жениться и, стало быть, прописать в Москве. Один из моих знакомых регулярно практиковал сексуальные экскурсии в общаги разных фабрик и комбинатов, в которых жили молодые работницы, приехавшие в Москву в надежде получить прописку.
Впрочем, тут тоже могли быть неприятные сюрпризы. Дело в том, что советское общество было активно пуританским. Это означало, что разные общественные организации – в первую голову ВЛКСМ – живо интересовались моральным обликом граждан. По гостиницам и общежитиям время от времени проводились рейды «паспортного контроля». Скажем, какой-нибудь командировочный мужчина познакомился с какой-нибудь женщиной и пригласил её в свой номер (причём это было целое приключение – провести в номер женщину). Если вдруг по обоюдному желанию женщина решила остаться у него на ночь, что их мог ожидать неприятный сюрприз. Среди ночи раздавался стук и в номер вваливалась «группа захвата» в лице обязательного милиционера, коридорной и нескольких бравых дружинников. Вся орава требовала предъявить паспорта и разъяснений – на каком основании в номере ночью находится женщина. Понимаю, что члены КлюС (Клуба любителей СССР) такого рода штуки наверняка будут истово защищать и одобрять. Однако на мой взгляд – это унижение человеческого достоинства в чистом виде. Можно себе представить, что ощущали полуголые или даже полностью голые мужчина и женщина, когда в их номере орудовала банда ревнителей морали, стыдя их и обещая «сообщить по месту работу».
Это, кстати, вообще в Совдепе было страшной угрозой – сообщить по месту работы. Потому что в итоге на работе могло произойти общее собрание с детальным разбором происшествия. Представляете, что должен был бы ощущать мужчина или женщина, когда на общем собрании председатель зачитывает письмо из милиции с изложением происшествия (они были ночью – о ужас! – с посторонним женщиной/мужчиной!!!). Кстати, нечто подобное показано в одном из эпизодов советской комедии «Афоня». Ну алкашу Афоне такого рода собрания были до лампочки, но нормальный человек через это мог и инфаркт получить.
Вообще, общественное поддержание нравственности в коллективах иногда перехлёстывало через край. Например, комсомольское собрание, на котором разбирается моральный облик комсомольца, который – о ужас! – на какой-нибудь картошке переспал со своей однокурсницей, не было чем-то из ряда вон выходящим. Даже под конец Совка такими собраниями не брезговали. Например, у нас на курсе однажды было комсомольское собрание, на котором разбиралось поведение однокурсника, который заделал ребёнка однокурснице, но жениться на ней категорически отказался. Смачное было собраньице. Но совки такого рода гнусные мероприятия очень любили. Кстати, я обратил внимание, что самыми ревностными ревнителями морали были, как правило, уродливые девицы или девицы, которые в молодости выскочили замуж («удачно» забеременев) и потом стерегли своих благоверных, почище любого Цербера. Кстати, однокурсник так и не вышел за однокурсницу. И однокурсница стала матерью-одиночкой (в СССР это было наименование с оттенком презрения). Но однажды её 5-летнего сына пригласили на съёмки фильма в главной роли и позднее на сыновьи гонорары она купила себе автомобиль «Лада». Так что тут не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Но в общем в СССР в плане морали был ещё, можно сказать, относительно свободно. А вот в коммунистической Румынии была полная труба. В Румынии в связи с плохой демографией в советские времена были запрещены аборты. И каждая румынская женщина должна была раз в год принудительно проверяться у гинеколога на предмет выяснения – не сделала ли она себе подпольный аборт. В 1989 году коммунистического лидера Румынии Николае Чаушеску и его жену Елену расстреляли восставшие солдаты. Мне думается, что их бесславный конец во многом определило то издевательство над румынскими женщинами, которые устроила чета Чаушеску. В СССР аборты не были запрещены. Однако, насколько я слышал, сделать их было тоже не просто и далеко не каждая женщина на них решалась. Впрочем, тут я точно «не копенгаген».
Отдельная тема – проституция. В СССР проституция была. Но конечно не в таких масштабах, как сегодня. И, разумеется, отдельная тема – это валютная проституция. Впрочем, эта тема вполне освещена в фильме «Интердевочка» и ничего принципиально нового я тут не добавлю, тем более что знаю об этом только понаслышке.
Вот примерно такая ситуация была в СССР с сексом. Её хорошо иллюстрирует старый советский анекдот:
В клубе проходит лекция «О любви». Лектор читает доклад о видах любви:
– Любовь бывает разных типов. Бывает любовь между мужчиной и женщиной.
Из зала выкрик:
– Товарищ лектор, а слайды будут?
Лектор:
Слайды в конце лекции, товарищи. Ну так я продолжаю. Ещё бывает любовь между мужчиной и мужчиной.
Снова выкрик из зала:
– Товарищ лектор, а слайды будут?
– Я же говорю, слайды в конце лекции. Также бывает любовь между женщиной и женщиной…
Снова тот же голос:
– Ну товарищ лектор, когда же слайды?
Лектор невозмутимо продолжает:
– Но высшей формой любви является любовь советского гражданина к родной коммунистической партии. А теперь, товарищи, слайды.
Вот такая вот была в СССР любовь и такой был секс. Но это было ещё до появления видеомагнитофонов. Когда первые «видики» стали худо-бедно появляться у людей, то по советскому ханжескому пуританству был нанесён большой удар.