История создания одного из самых скандальных фильмов короля эротического кино Тинто Брасса, задумывавшегося режиссером как кино об оргии власти, но оказавшегося, по мнению Брасса, фильмом о власти оргии.
У основателя журнала «Пентхаус» Боба Гуччионе была мечта — снять полноценный эпический фильм. Первоначальный сценарий к картине написал Франко Росселлини, племянник кинематографиста Роберто Росселлини.
У самого Франко не очень получилось продвинуться в написании полноценного сценария, поэтому он решил привлечь к работе историка и писателя Гора Видала, который был известен своей работой над сценарием к фильму «Бен-Гур». Ему предложили 200 тысяч долларов и 10 процентов от сборов, и Видал приступил к созданию основы будущей картины.
Гуччионе был недоволен первым вариантом, который содержал только 1 сцену гетеросексуального полового акта и несколько сцен гомосексуального характера. Как основной спонсор фильма, выделивший на съемки 22 миллиона долларов, Гуччионе требовал от Видала учитывать его мнение. Было решено, что картина будет называться «Калигула Гора Видала».
Режиссера для «Калигулы» нашел сам Гуччионе. После просмотра «Салона Китти» (эротика на фоне символики Третьего Рейха) Гуччионе решил, что ему нужен режиссер этой картины. Им оказался итальянец Тинто Брасс. Приступив к работе над «Калигулой», Брасс начал вносить свои правки в сценарий, в частности, увеличив количество сексуальных сцен, включив в него оргии, множество обнаженных женщин и даже декоративные фаллосы. Гуччионе был в восторге от варианта Тинто, а Гор Видал — наоборот. Дошло до скандала, и Видал хлопнул дверью, наказав вычеркнуть его имя из титров. Тогда же Тинто Брасс заявил, что если бы действительно рассорился с Видалом, то «опубликовал бы его сценарий», настолько позорной казалась ему работа писателя.
Кроме обнаженки в сценарии изменилась важная деталь: Калигула Видала был хорошим человеком, которого испортила абсолютная власть, по концепции Брасса, он был рожден монстром.
Кастинг актеров начался в 1976 году. На роль Друзиллы, сестры Калигулы, изначально претендовала Мария Шнайдер, известная по фильму «Последнее танго в Париже», однако уже на репетициях стала спорить с Брассом о чрезмерной откровенности своих нарядов. Несмотря на то, что актриса читала сценарий, на деле оказалась не готова к съемкам. Шнайдер ушла, а на ее место Брасс пригласил Терезу Энн Савой, которую уже снимал в «Салоне Китти».
Звездами фильма должны были стать Питер О’Тул, Малькольм Макдауэлл и Хелен Миррен. Никого из них сцены с обнаженкой не смутили. Гуччионе привел на съемочную площадку также своих девушек из «Пентхауса», им отводилась главная роль в сценах с оргиями. По словам Макдауэлла, местные римские девушки были слишком страшными.
Считается, что всего в съемках приняли участие две с половиной тысячи человек. На костюмы и декорации не скупились. У одного только императора Калигулы было 26 различных одеяний, всего же было сшито около трех с половиной тысяч костюмов. Декорации строили под руководством Данило Донати, который работал над фильмами «Ромео и Джульетта» и «Казанова». Интересно, что съемки решили проводить в Риме, на той же студии, где в начале 60-х снимали легендарную «Клеопатру» с Элизабет Тейлор.
Съемочный процесс шел нелегко. Питер О’Тул не взлюбил Брасса и периодически появлялся на площадке пьяным, Брасс спорил с Гуччионе о необходимости снимать откровенное порно (Брасс был против), а Донати раздражал продюсеров медлительностью постройки декораций.
Тем не менее, 5 августа 1976 года начались съемки. Гуччионе позаботился о создании таинственной атмосферы вокруг съемочной площадки. Туда не допускались представители прессы за исключением строго оговоренных персон, а вход в студию охраняли вооруженные громилы. Несколько репортеров попытались проникнуть на площадку, устроившись статистами, но были разоблачены. Гуччионе считал, что загадка вокруг фильма поможет ему подогреть интерес к картине и затем выгодно продать ее. План сработал: журналисты, не зная деталей, писали о немыслимых оргиях с участием сотен актеров и животных, совращении малолетних и сценах ритуальных убийств.
Съемки длились 18 месяцев. Но в итоге Гуччионе оказался недоволен результатом. По его мнению, в фильме было мало секса. Тогда он решил, не прибегая к помощи Тинто, самостоятельно доснять часть эпизодов с участием своих девушек из «Пентхауса». Отснял немного: всего 5 минут откровенного порно, которое кусками вставили в ленту.
Монтировать фильм пришлось в Великобритании, так как итальянская цензура этого не позволяла. Процесс монтажа шел уже без Тинто Брасса, так как их разногласия с Гуччионе к тому моменту достигли апогея. Брасса и помощников уволили, а Тинто, в свою очередь, подал в суд на Гуччионе.
Но на этом проблемы не закончились. Компания, которая должна была заниматься проявкой негативов, отказалась, сославшись на откровенный порнографический характер кадров. Тогда Гуччионе пришлось отвезти пленку в Нью-Йорк, где ее и проявили. А монтировали фильм в Париже. Премьера состоялась в мае 1979 года на Каннском фестивале. Спустя пару дней картина была запрещена к показу.
Гуччионе не отчаивался и решил выпустить ленту в прокат в штатах, установив плату за входной билет на сеанс в 7 с половиной долларов, тогда как обычно он стоил 5 долларов. И вновь его расчет оправдался: публика, интерес которой подогревался прессой и высокой ценой, хлынула в кинотеатры. Прокат «Калигулы» принес Гуччионе около 100 миллионов долларов, при затратах в 22 миллиона.
Несмотря на то, что «Калигула» является, в общем, детищем Брасса, сам режиссер был очень недоволен «подставой» Гуччионе. Его возмутила откровенная порнография, которой так требовал владелец «Пентхауса».
Актеры тоже были не в восторге. По словам Макдауэлла, он не мог нормально смотреть готовую работу, так как его не покидало ощущение, что его предали. Сам же Брасс о конечном результате высказался так: я задумывал картину об оргии власти, они же сделали фильм о власти оргии.