Еще лет тридцать назад выйти замуж за иностранца было светлой мечтой буквально каждой советской женщины. Исключения могли составлять только те, кто это уже сделал. Потому что это составляло осуществление сразу двух реализованных желаний любого существа: счастливый итог романа и путешествие. Перемена судьбы, преодоление не слишком счастливой участи. Прекрасная сказка с закономерно счастливым концом.
Роман-путешествие, роман-приключение в одном флаконе. Везет же! При этом сложности в заключении брака советской гражданки и иностранца полностью соответствовали масштабности и романтичности всей истории. Моя родственница, выходя замуж за немца, преодолела множество препон, включая сочинение для КГБ фантастических историй знакомства, с привлечением семей с обеих сторон, оформление тысячи противоречащих друг другу справок и организацию приезда жениха под самыми невообразимыми предлогами. Историю знакомства с ним в целях правдоподобности и одновременно безопасности сочиняли все вместе, с элементами шифровки и шпионажа.
И это при том, что знакомство произошло в абсолютно невинной туристической поездке, а жених был из дружественной ГДР…
В те годы многие наши женщины, оценив обстановку, согласно требованиям времени, переменили не только прикид и прически, но и профессии. Кандидаты разнообразных наук продавали турецкие вещи, мотаясь туда-сюда каждый месяц. В то же время их бородатые по диссидентской привычке мужья так и остались лежать на диванах в недоумении. Как же так – их мечты так внезапно осуществились, в стране стало, чем дышать, что читать и что слушать, можно было сворачивать горы и добиваться немыслимых результатов, только как это делать в условиях новой жизни никто, почему-то, не объяснил. В этом фарс и трагедия всех перемен и особенно тех, кто их ждет как весны подснежник.
То время показало: привыкшие управлять ситуацией мужчины в обстановке, когда ситуация им не подвластна, теряются. И это те самые мужчины, которые, кажется, только и ждут войны, революций или конца света – чтобы явить миру свое мужское "я".
Т.е. тогдашние препятствия в воссоединении возлюбленных пробудили в немецкой душе жениха дивный зов тевтонских предков. Жених проявил себя нормальным рыцарем, которого преодоление трудностей и опасностей, долгое верное ожидание и возможные последующие проблемы лишь подталкивали к осуществлению мечты. На его пути вставало что угодно, кроме сомнений. Все, кроме страха перед километрами и различиями менталитетов. В общем, через полгода они были уже женаты.
…Сегодня жених моей подруги почти два года приезжает к ней, а она приезжает к нему. А жениться они пока не хотят – "слишком много трудностей". Мой датский друг, не на шутку влюбившись в русскую девушку, немедленно расстался со своей "местной" подругой, но и к русской красавице не спешит. На мой вопрос: "Почему?!" он ответил, что два часа перелета из Москвы в Копенгаген для него – трудность.
Тысячи советских и пост-советских (по горячим следам) гражданок укатили из страны в самое, казалось бы, трудно проживаемое время. В дурацких колготках и с одинаковыми прическами. Не разбирающиеся в реалиях современной мировой жизни, натасканные на совершенно другую жизнь. Ничто из этого не остановило тогдашних заморских женихов. Большинство радостно приспосабливались друг к другу, учили общие языки, традиции и правила выброса мусора около дома.
Почему же такая разница между тем, как реагирует мужчина на трудности в отношении отдельно взятой страны и отдельно взятой женщины? Или дело в разнице между русскими и европейскими женихами? Может, ситуация тридцать лет назад была иной?
Советские мужчины 90-х растерялись именно от глобальности изменений. Одно дело рассуждать о свободе на собственной кухне с давно проверенными соседями, а другое – получить эту свободу сразу, как мешком по башке, неожиданно и в масштабе всего государства. Да и государства уже, как такового, не было.
В ситуации с единственной женщиной всякий мужчина – будь он потомок тевтонцев, крестьянский внук или друг степей калмык – как раз проявляет свои инстинктивные охотничьи качества. То, что легко и даже приятно в отношении дамы сердца, оказывается непосильным в случае с огромной страной. И трудности в виде бюрократических, геополитических или других препон, в случае подлинной любви, способны лишь подогревать интерес к избраннице. Ибо через нее в этой ситуации мужчина проявляет себя мужчиной. А когда дело доходит до полномасштабных перемен, в которых роль мужчины не определена (это не война, например, где место и дело мужчины предельно ясны), он почти всегда и почти навсегда рискует перестать быть мужчиной. Напомнить ему об этом частенько способна женщина… Но она занята перевозом вещей из Турции.
Современные иностранцы на русских красавицах жениться уже не спешат. Теперь вокруг свадьбы нет столько сложностей, хотя это по-прежнему трудно. Нет устрашающих госграниц, нарушение которых грозит завораживающе крупными неприятностями. И современную русскую больше не нужно спасть от свирепых лап коммунизма и продуктовых карточек. Ее уже не нужно просто вкусно кормить и нарядно одевать, она сама вас и оденет и разденет…
К тому же Запад решительно отказывается от семьи как таковой, оставляя это приятное право на откуп мигрирующим мусульманам. Современный типичный европеец частенько женится из практических соображений – ради снижения налога, например. Бракоразводный процесс в большинстве европейских стран сулит такое количество затяжных неприятностей, главным образом, финансового характера, что желающих вот так вот взять и жениться в Европе сегодня все меньше.
Все меньше их и в отношении русских дам. Зачем жениться, если это более не является жизненной необходимостью ни для него, ни для нее? Зачем, если в случае неудачи финансовая расплата не только не заставит себя ждать, но способна затянуться надолго? Если женщина может приезжать и уезжать, принося лишь вполне практическую, прикладную, протестантски ощутимую радость? Тогда как ее приезд надолго способен обернуться караваном проблем – материальных, бытовых, бюрократических.
…Форумы русских невест полны жарких споров о том, как долго имеет смысл ждать предложения от европейского жениха. Стоит ли ждать вообще? Как дождаться этого поскорее? Многие, встречаясь с иностранными возлюбленными, продолжают поиск кандидатов прямо "не отходя от кассы". Кто-то уверяет, что дольше полугода не стоит ждать и, раз предложения не поступило, пора приниматься на новые поиски! Кто-то терпит годами, ведя генеральски мудреную тактику. Кто-то пишет, что их свадьба состоялась буквально через месяц после знакомства, мол, настоящую любовь незачем мучить временем и проверять…
…Главный рецепт в том, что у любви нет рецептов. В поисках алгоритма вы, может быть, и найдете его, но рискуете потерять любовь. У любви нет законов физики, правил, логики. Там, где кто-то бросается замуж после второго свидания, может быть настоящая любовь, длящаяся до гроба, а может быть настоящая страсть, чей век, как известно, недолог. Кто-то оперативно женился в те самые девяностые, но развелся, не дожидаясь нулевых. А моя подруга со своим женихом, может быть, так и останется навсегда как в сказке – пусть и со свадьбой спустя два, три или четыре года…
Настоящая любовь и правда бывает. И настоящая свадьба тоже. Во всех странах и во все времена. И так же всегда все течет, все меняется.
Да, меняются времена и условия, политика в отношении браков, семей и любви. Но настоящие чувства и желания людей быть вместе – постоянны на все времена.
А тех, кто к любви не готов или скрывается от нее, как Неуловимый Джо, всегда что-нибудь остановит. Но зато потом и их непременно найдет любовь!