Человек получает 80% информации через зрение. А какую долю сексуального удовольствия мы получаем за счет того‚ что смотрим на партнера или показываем ему себя?.. И есть ли разница между любованием и подглядыванием?
О визуальной составляющей секса рассуждают читательницы журнала «Красота & здоровье»‚ а комментирует их мнение журналист и сексолог Юрий Слонь.
Визуальная составляющая в сексе велика, и ее долю в наслаждении мы можем варьировать, выбирая более яркое или приглушенное освещение, закрывая или открывая глаза во время занятий любовью. Интереснее, конечно, почему именно взгляд важен для удовольствия, почему у одних людей он вызывает смущение, а других подталкивает к эпатажу и демонстрированию себя.
У меня эти переживания ассоциируются с детским состоянием, когда ребенок открывает для себя собственное тело и его влияние на других. Многие родители твердят детям, что нет ничего ужаснее, чем показать кому‑то свои секретные места, что это не просто неприлично (то есть не вписывается в правила), а еще и грязно, низко и греховно. Это уже перебор, так как приучает человека к тому, что тело — наш враг, которого надо прятать и подавлять, а о сексуальном контакте вообще становится страшно думать.
Зато и нарушить такой запрет — показать себя или подсмотреть за кем‑то — становится особенно соблазнительным шагом. И чем строже человек относится к своей сексуальной сфере, тем острее потребность в нарушении правил.
Некоторых, особенно психически неустойчивых, людей это подталкивает к крайним мерам — настоящим извращениям, которые действительно являются оскорбительными и травматичными, потому что другой человек при этом обычно не готов к тому, что ему сейчас бросится в глаза (или что за ним станут подглядывать, когда он этого не хочет).
С другой стороны, вспомните, как приятно погружаться в ванную, не чувствуя на себе купального костюма, когда вода обволакивает все тело целиком. Или как приятно загорать нагишом (неважно, на нудистском пляже или в удалении от людей).
Это ощущение невероятной свободы подкрепляется еще и тем, что, не чувствуя прикосновения одежды, мы ощущаем и дистанцию между телом и всеми остальными предметами — ощущение пространства. Поэтому я думаю, что для психического комфорта, настоящей релаксации и восстановления душевных сил полезно организовать себе возможность где‑то проводить время нагишом — дома или на природе, в уединении или среди людей, которым вы доверяете. Это было бы и хорошей подготовкой к полноценному сексуальному контакту, когда люди также прикасаются друг к другу сразу всем телом и чувствуют такую же целостность и удовольствие.
Lesenьka:
«Вот уже четыре года я живу с мужем‚ но не перестаю удивляться изменениям в отношениях в лучшую сторону. Все становится намного интереснее. До сих пор смущаюсь‚ когда он на меня та-ак смотрит… Ему нравится‚ когда я так реагирую… По-моему, это лучше прикосновений — взгляд любимого мужчины на тебя глазами, полными страсти…»
Ему нравится, когда она смущается и когда ей нравится, что он смотрит… В этой маленькой и очень эротичной зарисовке даже не говорится о том, обнажены ли они в этот момент. Присутствуют только маленькие штрихи, намеки на нарушение границ обыденности, на подглядывание и как будто на желание прикрыться, смущение. Он приближается, не приближаясь, дотрагивается не рукой, а взглядом, особым взглядом, который она понимает без слов. Она смущается, может быть, потому, что в этом взгляде чувствует что‑то очень личное — как будто более личное, чем ожидала от него при свете дня.
Ануся:
«С моей точки зрения, секс не должен происходить в темноте‚ а вот в полумраке — это ДА».
Интересное послание. Казалось бы, автор — сторонник такой особой интимности: полумрак, негромкие голоса, нерезкие движения… И вдруг — «ДА», такое откровенное и яркое. Я понимаю, что это был способ показать, что полумрак нравится особенно, но получилась такая демонстрация интимности… Что же, немного эксгибиционизма для равновесия, особенно в виртуальном пространстве, не повредит. Кстати, автор использует оборот «с точки зрения» — действительно, в темноте никакая точка зрения не имеет значения, потому что ничего не видно.
Irinapavlova:
«Можно заниматься любовью при свете ночника‚ но лучше расставить в комнате свечи. С одной стороны, вроде не темно‚ а с другой стороны, это так романтично)))».
Этот автор словно рассматривает пару, обходя ее кругом: с одной стороны, с другой стороны… При ярком свете или при свечах, в полумраке или в полусвете… И мы, читая ее строки, как будто начинаем видеть объемную картину, рассматривать ее, любоваться ею, замечаем, как по‑разному тела могут выглядеть в колеблющемся свете живого огня и под прямыми лучами электрической лампы.
Guchka:
«Часто сталкивалась с такой ситуацией‚ что тело партнера оказывалось не таким прекрасным‚ как я его себе представляла, и вызывало скорее отторжение =( А в темноте можно представлять что угодно‚ кого угодно… Не зря же секс связан с ночью‚ темнотой».
Автор говорит о темноте как о возможности фантазировать об идеальном партнере. По-моему, такая идея точно так же отделяет людей друг от друга, как чрезмерное увлечение любованием взамен реального контакта.
Я бы назвал секс «втемную» особой формой вуайеризма: это подглядывание за собственной фантазией как замена встречи с живым человеком. Вместо того чтобы видеть партнера таким, каким он пришел в нашу жизнь, мы иногда отгораживаемся от этой реальности — с помощью темноты или выдерживания дистанции и переглядывания. Конечно, и в гармоничной модели сексуальных отношений есть место психологическому пространству между партнерами, в котором могут размещаться наши фантазии. Этим пространством может быть предвкушение, даже оттягивание момента близости. Или смотрение на партнера в процессе занятий сексом, когда мы направляем свое внимание не только на ощущения в эрогенных зонах, но и на визуальный канал контакта. Или эротические послания друг другу в перерывах между встречами. Но тут важно не заиграться в замены: пространство между нами должно не перетягивать на себя всю нашу энергию, весь заряд нашего желания, а оставаться лишь частью сексуальных отношений в целом. Не заменой, а аперитивом, который только разжигает аппетит перед подачей к столу главного блюда — настоящей сексуальной близости.
Chuy:
«Голые мужские пятки… Меня они почему‑то возбуждают… Наверное‚ потому, что это одно из самых интимных мест на теле‚ которое редко кто видит кроме самого владельца. Да и к тому же если человек уже снял носки и вы видите его голые ноги… О! Это, несомненно, значит‚ что вы уже очень близки =) И пятки так чувствительны к прикосновениям, не только щекочущим‚ но и нежным‚ возбуждающим… К тому же пятки расскажут всю правду о чистоплотности их владельца… Белая рубашка и модный галстук‚ но шершавые‚ мозолистые пятки? Раздвоение личности!»
О, пятки, стопы, ноги — тема, заслуживающая отдельного разговора. Такое чувственное описание невозможно оставить без ответа. Приведу одну из любимых эротических цитат: «Следок ноги у ней узенький и длинный — мучительный» (Ф. М. Достоевский, «Игрок»). Однако вернемся к авторской зарисовке — здесь речь о пятках идет, я бы сказал, в сугубо практическом ключе: если вы видите голые ноги, значит, вы близки. Если пятки не в порядке, значит, с этим человеком что‑то не так. Автора не проведешь, ее внимательный взгляд анализирует каждую деталь.
Но взгляд этот не заменяет прикосновения: сразу видно, что автор говорит о чувствительности со знанием дела. Верно: пятки, ладони и прочие места, где кровеносные сосуды пролегают близко к поверхности кожи, — самые приятные для прикосновения и, наверное, потому и привлекательные для взгляда. Эти места действительно словно созданы для возбуждения, а уж касаетесь вы их рукой, языком или взглядом, как будто не так важно! Губы, шея, соски, подколенные и локтевые впадины известны своими чудодейственными эрогенными свойствами. А ладони и стопы к тому же (или как раз поэтому) считаются особыми зонами тела — чакрами, то есть ключами к энергии человека. Так что их рассматривание может играть большую роль в сближении и слиянии.
Демонстрация гениталий не во всех культурах считается нарушением приличий или выражением агрессии. Например, в Индии с древних времен процветает культ фаллоса: изображению эрегированного мужского члена поклоняются как символу власти.
• Зигмунд Фрейд считал вуайеризм следствием психологической травмы раннего детства, которая обычно связана со слишком резким и окончательным разрывом отношений с матерью.
• Склонность к визуальному наслаждению в сексе чаще выражена у людей с ведущей зрительной функцией — художников, шахматистов, а также творческих мыслителей.
• Греческая богиня охоты Артемида разозлилась на своего возлюбленного Актеона за то, что он подглядывал за ней во время купания. В ярости она превратила его в оленя, и ее собаки разорвали его. Когда богиня пришла в себя, она стала безутешно оплакивать любимого.
• Бездеятельное созерцание характерно для китайского философского мировоззрения. Наблюдая за любовными утехами других, мудрец переживал внутренний экстаз и таким образом входил в контакт с божественным началом.