О могучей силе эроса уже сказано и написано немало восторженных слов. Другое дело, что исследованию его истоков уделяется не так много внимания. Однако, вся наша сексуальность обусловлены различными особенностями нашего развития и становления – и в рамках налаживания партнерских отношений их нельзя игнорировать.
Вспомнить всё
Психоаналитики с полным на то основанием полагают, что сексуальность зарождается в детстве. Ведь удовольствие, которое маленький ребёнок получает от взаимодействия со своим телом, является необходимым фундаментом, на котором впоследствии уже во взрослом возрасте воздвигается здание «взрослой сексуальности». В процессе роста и развития ребёнок учится получать удовольствие от самых разных вещей: от прикосновения материнских рук, от сосания груди, от освобождения кишечника...
Именно от того, на какой части своего тела ребенок фиксирует интерес, зависят в будущем его «взрослые» сексуальные пристрастия. Ведь кто-то из нас очень любит продолжительные поцелуи и оральные ласки, кто-то – не очень, кто-то любит BDSM-игры, кому-то, наоборот хочется нежности… Парадоксально, но факт: цвета всего спектра возможных сексуальных предпочтений уходят корнями в наше детство.
Важно заметить, что если мать спокойно реагирует на проявления естественной сексуальности ребенка – это приводит к формированию здоровых взаимоотношений с собственным телом, и, как следствие, с телом партнера. Если же мать ругает ребенка и стыдит его, это ведёт к невротизации и появлению многочисленных комплексов, страхов, и фобий.
Первым сексуальным объектом ребенка является мать: именно её забота позволяет взойти тем всходам, из которых впоследствии «вырастет» здоровая сексуальность. Однако, по достижении определённого возраста, как правило, 4-5 лет (этот период называется эдипальным периодом) ребёнок начинает соперничать с родителем своего пола за родителя пола противоположного. Так, мальчик стремится «отодвинуть» отца, чтобы единолично обладать матерью, а девочка – потеснить мать, чтобы получить в своё полное распоряжение отца.
В идеале ребенок должен примириться с тем, что единовластное обладание родителем невозможно – поэтому его задача состоит в том, чтобы, отказавшись от притязаний на маму или папу, встретить в будущем мужчину или женщину, похожих на нее или на него. Однако, ввиду родительских ошибок, которые допускают родители на этой стадии подобного рода «встреча с реальностью» затягивается или откладывается на годы. Что же происходит тогда, когда уже выросшее «дитя» продолжает претендовать на внимание мамы или папы?
Вечные дети
Лиза уже целый год встречается с Лёшей. Они вместе ходят в тренажёрку, на танцы, ездят кататься на коньках и горных лыжа… Свидания с ним представляют собой красочную феерию страстей: каждый раз он изобретает все новые и новые способы чудесного времяпровождения. Однако, когда Лиза намекает на то, чтобы начать вместе снимать квартиру, Алексей предлагает жить… у его мамы. Потому что мама вкусно готовит, к тому же она будет стирать, убирать – в их комнате в том числе. Тем не менее, Лиза испытывает возмущение по поводу нежелания Лёши съезжать от мамы.
Так разворачивается комплекс пуэра/пуэллы (от латинского «puer/puella» (юноша/девушка)), связанный с невозможностью начать взрослеть и брать на себя те или иные обязательства. Ввиду того, что вечный юноша/вечная девушка находится в тесной психологической связи с собственным отцом или матерью, сама мысль о том, чтобы вступить во взаимоотношения с кем-то другим (чья забота не будет безусловной и бескорыстной), кажется ему/ей отталкивающей и пугающей.
Очень часто пуэры и пуэллы выдвигают к партнерам невозможные требования: ведь они ищут в партнере идеального родителя, который бы смог дать им все, что они хотят. Вечные юноши и девушки как от огня бегут от всего, что связано с привычностью и обыденностью. Поэтому, как только им надоедает партнер, сентиментальность сменяется жестокостью – и они безжалостно бросают его.
Изображая жертву
Сергей уже на протяжении года встречается с Леной. Во время сексуальной прелюдии он регулярно просит ее ударить его или оскорбить – лишь тогда он возбуждается и начинает получать удовольствие от секса. Лена впадает в полное недоумение по этому поводу: она не понимает, каким образом боль и удовольствие могут быть связаны друг с другом.
В данном случае мазохизм Сергея связан с запретом на получение удовольствия (в связи с тем, что давным-давно, ещё в детстве удовольствие считалось чем-то плохим и пагубным). Разрешение на снятие этого запрета можно получить лишь после наказания – каким и являются для него удары или оскорбления. Ведь ни один мазохист не хочет боли ради боли как таковой: боль для него – лишь способ получить после нее долгожданное облегчение и наконец-то расслабиться.
Что же делать, если возникает ощущение по поводу того, что отношения не вяжутся? Важно подчеркнуть, что гармоничные сексуальные взаимоотношения (как в случае мужчин, так и в случае женщин) связаны с тем, насколько мы честны друг с другом – и насколько мы стремимся осознать и решить ту или иную довлеющую во взаимоотношениях проблему. И для того, чтобы разобраться с ней, лучше обратиться к психологу-профессионалу.