Самцы многих видов животных (и человеческие мужчины тоже) проявляют больший сексуальный интерес к незнакомой потенциальной партнерше и стремятся к повторному сексу с каждой новой самкой. Это явление называется эффектом Кулиджа (Coolidge effect).
Феномен, названный в честь тридцатого американского президента (1923-1929) – Джона Калвина Кулиджа, - использовался людьми задолго до того, как получил свое название.
Эффект Кулиджа мы можем встретить в сказках: царевич-королевич отправляется на поиски невесты в дальние края и даже не пытается оглянуться вокруг себя в своем родном королевстве, а принца больше всех привлекает незнакомая девушка, явившаяся на бал позже всех, когда он уже перетанцевал со всеми остальными и успел заскучать.
Провинциальных барышень, чтобы выдать их быстрее замуж, родители отправляли погостить к родственникам или посылали в столицы "в Москву, на ярмарку невест", чтобы новая в этом обществе девушка привлекла внимание потенциального жениха.
Прекрасных незнакомок воспевали поэты и рисовали художники.
И, наконец, в руководствах по животноводству еще в позапрошлом веке писали, что племенных быков не стоит держать в общем стаде, потому что после временной изоляции от коров бык лучше справляется со своими супружескими обязанностями и больший интерес проявляет к новым, незнакомым ему коровам.
Использование эффекта в птицеводстве отражено в анекдоте по президента Кулиджа.
Во время поездки четы Кулиджей на ферму миссис Кулидж спросила фермера, почему петухов так мало, а кур так много.
- Петух выполняет свои супружеские обязанности десятки раз в день.
- Наверное, об этом стоит сказать моему мужу.
Президент услышал и уточнил:
- Петух каждый раз обслуживает одну курицу?
- Нет, на каждого петуха приходится много куриц.
- Возможно, об этом следует сказать миссис Кулидж.
То ли благодаря этому анекдоту, то ли благодаря особой любви ученых именно к этому президенту феномен получил свое название.
С 50-х годов прошлого века то, что уже давно использовалось животноводами и свахами на практике, стали изучать в лаборатории.
В опытах на крысах было показано, что, совершенно измученный сексом с пятью самками, самец, которого уже не привлекали прелести и ласки знакомых крыс, приободрялся с появлением новой крысы и был готов к новым любовным подвигам, и даже совершал их (Beach&Jordan, 1956). Да, прекрасная незнакомка может вдохновить не только принца или поэта, но даже крыса!
Позже Фиорино с коллегами (1997) удалось выяснить, что когда самцу представляют незнакомую крысу-самку, у него возрастает уровень дофамина в мозгу, в центре удовольствия. Еще не успев как следует познакомиться, самец уже предвкушает удовольствие! Возможно, такое предвкушение дает силы для новых любовных подвигов и вызывает у творческих людей тот таинственный прилив сил, который называется вдохновением.
Прекрасной незнакомкой может стать и хорошо знакомая супруга, если изменит свою внешность, например, приоденется. Этот эффект наблюдали у животных в полевых условиях при изучении верблюдов. Для того чтобы было удобнее наблюдать за поведением конкретного животного, Л.М. Баскин (1976) решил пометить одну верблюдицу в стаде и надел на нее попону с номером. Самец пленился старой подругой в новом "прикиде" и чуть не сорвал эксперимент, устроив настоящий сексуальный марафон.
Великая вещь – новое платье! Даже если муж – верблюд.
Мужчины нередко ссылаются на эффект Кулиджа, чтобы подтвердить свое право на полигамность. Однако этот феномен существует не только у них.
Опыты на грызунах показали, что самки хомяка проявляют повышенный интерес к новыми самцам и способны с ними на большую половую активность, чем со знакомыми самцами (Lester&Gorzalka,1988).
Таинственный незнакомец привлекателен для женщин так же, как и прекрасная незнакомка для мужчин.
В сказках мы встречаем таинственного незнакомца в образе Финиста-ясна сокола, когда девушка заказывает отцу привезти волшебное перышко и знает, что из него появится добрый молодец, но даже не представляет себе, какой именно. Интерес к новым партнерам отражает и поговорка: "дитя не в мать, не в отца, а в проезжего молодца".
Впрочем, у некоторых видов животных самки, напротив, предпочитают знакомых самцов незнакомым и следуют за своим старым супругом, даже если он утратил свою былую силу и статус. Но, может быть, это зависит не столько от вида, сколько от самой самки?
Да что там самцы и самки! Даже у таких закоренелых гермафродитов, как улитки, обнаружили недавно эффект Кулиджа, правда, пока только он отмечен у одного вида – прудовика обыкновенного (Koene&Maat, 2007).
Может быть, чтобы разнообразить свою жизнь общением с противоположным полом, нам нужно всего лишь стать таинственными незнакомцами или прекрасными незнакомками?