Говорят‚ что любимая поза супругов со стажем — «спина к спине». А кроме шуток‚ как спина участвует в сексуальной близости? И стоит ли обижаться‚ если партнер повернулся к вам именно этой стороной? Об этом размышляют наши эксперты-психологи.
Игорь Павлов,семейный психолог
У некоторых мужчин и женщин область спины и поясницы — довольно чувствительная зона. От поглаживаний, растираний и поцелуев у них по телу бегут мурашки. «Терпеть не могу, когда целуют в уши и дышат, как телята. Другое дело — спина! А эти поцелуи между лопаток — как они меня заводят...» — делится ощущениями моя знакомая. К тому же в мышцах спины часто скапливается напряжение и боль, поэтому массаж и ласки спины приносят усталому человеку больше всего удовольствия, помогают расслабиться.
Супергероев чаще всего изображают с почти квадратными спинами и непропорционально широкими плечами. Крепкая мужская спина всегда вызывает ассоциации с защитой. Поэтому многие женщины мечтают о том, чтобы найти себе спутника, за спиной которого они чувствовали бы себя в безопасности, как за каменной стеной. Если у мужчины узкие плечи, неширокая и сутулая спина, он производит впечатление неуверенного в себе человека. И наоборот, мужчина, держащий спину прямо, а плечи расправленными, выглядит уверенным и более мужественным в глазах не только женщин, но и своих же соплеменников — его вид как бы говорит, что при необходимости он может положить их на лопатки.
Мужской взгляд на даму с тыла не задержится на спине — интереснее взглянуть ниже. Но форма этой части тела играет решающую роль в общем впечатлении. О нюансах тела женщины, даже если она полна, обычно говорят: «спинка», «плечики», «попка». Тут дело не в размерах, а в ощущении изящества и сексуальности, исходящем от представительницы прекрасного пола, телосложение которой напоминает по форме песочные часы, то есть это спина, сужающаяся от плеч к талии, затем линии перетекают в широкие бедра.
Прямоугольная форма спины допустима для мужчин, а женщину такие пропорции делают неуклюжей, неженственной. Правда, этот недостаток можно скомпенсировать подвижностью в пояснице и мягкой грацией движений.
Некоторым нравится причинять боль партнеру или чувствовать боль самому. Часто для этих целей используют приспособления вроде хлыста, чтобы ударять друг друга по спине и ягодицам. Порка — одно из самых древних наказаний, которое применяли, воспитывая рабов, детей. Она может вызывать мазохистские или садистские сексуальные потребности. Речь не об отдельных шлепках, а о склонности родителей применять болезненное и унизительное наказание, то есть к насилию над ребенком.
При близости участки спины могут и не захватываться, но некоторые сексуальные позы определяют именно по тому, куда обращены спины участников. Тот, кто во время секса лежит на спине, как бы демонстрирует пассивность и подчинение, оставляя партнеру управление процессом.
Распределение ролей может компенсироваться. Например, человек, который днем предпочитает уступать и падать «лапками кверху», может в постели стремиться к тому, чтобы возвыситься над поверженным партнером. Сегодня люди не боятся экспериментировать и осваивать разные роли и в обществе, и в постели. Большинство современных мужчин вовсе не против лечь на спину и оказаться во власти женщины, а не овладевать ею.
Яна Дюкова,экзистенциальный аналитик
Спина словно создана не для соблазнения, а для игнорирования партнера — ведь ею поворачиваются, когда отворачиваются… Но как раз то, что вы делаете, когда партнер от вас отвернулся, довольно точно указывает на то, чего ему от вас ждать в отношениях вообще. Как если бы повернутая к вам спина была экраном, на который проецировались ваши ожидания и намерения. Вы чувствуете покинутость, облегчение или желание неожиданно пощекотать того, кто блаженно расслабился и собрался уснуть? Пока партнер не смотрит на нас, мы можем пережить свои истинные чувства по отношению к нему.
Татуировки на спине приглашают к прикосновению. Ящерка с хвостом, уходящим куда-то вниз, — намек на игру с изнаночными сторонами жизни... Спрятать что-то за спину и достать, показать и скрыть — на этом эффекте основано возбуждение от стриптиза или подглядывания, потому что все это и есть суть сексуальной игры. Мы то показываем что-то партнеру, то скрываем, поворачиваемся то лицом, то спиной — и так разыгрываем театр наших отношений.
Спина эрогенна как-то по-детски. Погладить, почесать, потереть спинку — это снимает дневное напряжение и напоминает материнские ласки. Народные сонники утверждают, что если снится чья-то спина, то это сон об истинном отношении к вам других людей, то есть о таком, которое демонстрируют у вас за спиной. А о предательстве говорят, что это удар в спину. В шутку на спину цепляют смешные надписи или — как Эллочка Людоедка из романа «12 стульев» — говорят, что у вас вся спина белая.
Многих женщин возбуждает мужская спина — хочется подойти, обнять, прижаться. Она воплощает образ надежности и силы, в которых женщина может нуждаться. Действительно, хоть спина и не обладает какими-то особыми интимными функциями, как гениталии или губы, но она дает телу поддержку, выступает опорой позвоночнику и крупным мышцам, позволяет нам держаться прямо. Сильная и прямая спина — образ гордости и достоинства. Поэтому хорошей осанке учили детей в благородных семьях. А в семьях сутулых простолюдинов, вынужденных гнуть спину ради выживания, детей не особенно контролировали, а в сердцах звали спиногрызами или захребетниками.
Спина — тайна, потому что всегда находится... у нас за спиной, как будто по определению скрыта, интимна. Для контакта с ней мы должны прибегнуть к помощи другого человека, а чтобы обнаружить спину того, с кем находимся лицом к лицу, должны его обнять. И несмотря на такую скрытость и недоступность, спина иногда выдает состояние человека посильнее, чем самая откровенная мимика. В изобразительном искусстве это подмечено очень тонко. Сотни портретов женщин, изображенных отвернувшимися от художника, без мимических подсказок выражают характер и настроение моделей.
Говоря языком психологии, спина выражает состояние человека более конгруэнтно, то есть более истинно, в большем соответствии с общим состоянием души и тела. Это неудивительно. Лицо мы еще с детства учимся «делать», «держать», «надевать». А спина — даже имеющая осанку и изящество — «проговаривается», производит впечатление, которое мы не можем сознательно контролировать, если не являемся профессиональными актерами или танцовщиками.