Секс может быть как целью, так и средством получения выигрыша на переговорах. Да и садомазохизм часто ассоциируют именно с сексуальными отношениями. Поэтому в этом разделе поговорим о сексе.
Начнем по порядку. Как думаете: кого больше среди мужчин и женщин – садистов или мазохистов? Считается, что в нашей культуре мазохистский феномен чаще встречается у женщин, чем у мужчин.
Психоаналитики объясняют мазохистскими установками способы удовлетворения женщины в половой жизни и в материнстве, глубинное содержание (перенос на отца) ранних сексуальных желаний и фантазий, стремление быть изувеченной, то есть кастрированной. Неизбежный нарциссический шок девочки от открытия своей неполноценности (отсутствие пениса) и последующее вытеснение (инфантильная амнезия) этого события. Дефлорация, месячные и роды (страдания и вытекающая кровь) также дают опыт мазохистских переживаний. Родившая ребенка мать становится его рабыней (до определенного возраста).
К этому же феномену можно отнести и сексуальную привлекательность образов вампиров. На физиологическом уровне женщин привлекает возможность отдаться животной страсти. Ведь вампир, по сути, зверь, хищник. Женщину завораживает мысль о том, что некто, опасный, как тигр, испытывая к ней сильную любовь, может превратиться в домашнего котика. Он может ее убить, а может оставить в живых. На этой смеси секса и смерти и зиждется эротичность образа.
И все же, считаю, что психоанализ преувеличивает особенности анатомических, психологических и психических характеристик женщины, вне связи с ее культурой, религией, воспитанием или социальной средой. Ведь современная женщина нередко демонстрирует как раз таки признаки садистских наклонностей. И словосочетание «женская доминация» уже никого не удивляет, а у немалого количества мужчин вызывает приятное возбуждение и трепет.
Но давайте вернем в нашу тему переговорный алгоритм.
Какая цель и задачи ваших сексуальных отношений? Спектр широк: от возможности зачатия, сопровождаемого плотскими утехами, до получения психологических, социальных или материальных выгод и преимуществ. Приведу небольшой перечень распространенных мотивов для секса.
• Для получения удовольствия (из-за физиологического влечения)
• Из любопытства
• Из-за стремления быть «как все»/«не как все»
• Из-за стремления самоутвердиться, доказать что-то приятелям или близким
• По любви, из-за влюбленности
• Из желания угодить партнеру, доставить ему радость
• Для повышения самооценки
• От скуки
• Не отдавая себе отчета в том, что делается (спонтанный секс в состоянии алкогольного/наркотического опьянения)
• Из мести постоянному партнеру, совершившему «нехороший» поступок
• По принуждению
• Замужество/женитьба
• Рождение ребенка
• Получение статусных, психологических, материальных выгод и преференций
В зависимости от этого мы начинаем подготовку.
Определяем характер нашего влечения (либидо, мортидо) к выбранному объекту. Замечу, что влечение имеет четыре аспекта: источник, цель (направленность), объект и сила (энергия).
Делаем выбор места, времени встречи с сексуальным партнером (если это зависит от нас). Учитываем, чья была инициатива (формальная), какая история отношений, каким будет ваш и его/ее стиль, как и на что будете настраиваться? Какие сложности могут возникнуть, и как будете их преодолевать? Просчитываем ожидания партнера и совпадение с вашими. Подробнее об этапе подготовки в следующем разделе. А теперь перейдем к этапам переговоров: от вхождения в контакт до завершения сделки.
Универсального сценария здесь нет, ведь, как мы помним, секс может быть и целью и средством общения мужчины и женщины. Поэтому хочу выбрать один из вариантов — секс для долговременных отношений, включая брак и рождение ребенка. Аналог в бизнесе — переговоры о долгосрочном сотрудничестве: «у вас товар, у нас купец».
В редких случаях секс (или его перспективы) дополняет деловые переговоры и ускоряет принятие стратегического решения. Но если посмотреть схему переговоров, то получается, что секс как стимул, награда, нечто сладкое, тонизирующее, бодрящее, обволакивающее может присутствовать практически на любом этапе личных отношений.
С чем можно сравнить секс на деловых переговорах?
Когда мы с клиентами анализируем прошедшие переговоры, то иногда произносятся следующие характеристики: «Мы не смогли устоять перед искушением», «Они нас/мы их отымели по полной программе!», «Их условия — это какое-то извращение!» и пр. Получается, что деловые (и не только) переговоры мы неосознанно или осознанно пропускаем через критерии доминирования — подчиненности, удовольствия — неудовлетворенности.
Из всех удовлетворенных потребностей только сексуальная дает не просто приятные ощущения, а оргазм. И даже ее сублимация в творчество, бизнес не достигает того высшего физиологического и психологического уровня наслаждения. Не сравнятся с ней и искусственные стимуляторы удовольствия (алкоголь, наркотики и пр.).
Ученик З. Фрейда Вильгельм Райх считал, что люди, регулярно достигающие в постели оргазма не ведают неврозов, не страдают от любовных мук, не тяготеют к суициду и пр.
Скажу больше, возможность удовлетворения сексуальных потребностей раскрепощает личность и сознание, хорошо мотивирует на творческие и трудовые подвиги. Соответственно, во время переговоров мы используем сублимированную сексуальную энергию, окрашенную либо в мазохизм, либо в садизм. Получается, что давлением на партнера, жестким стилем и последующим выигрышем может в полной мере насладиться переговорщик-садист. Переговорщик-мазохист неосознанно будет либо провоцировать и резко повышать, либо, наоборот, снижать энергетику, мешать себе и команде завершить успешную сделку, и в случае благоприятного для себя исхода будет испытывать чувство вины перед оппонентами.
На примере своих клиентов и бесед с коллегами я заметил следующую закономерность: сексуально удовлетворенный мазохист в деловом формате часто переходит в свою противоположную роль, сексуально удовлетворенный садист на переговорах может нередко проявлять снисхождение. И, наоборот, сексуально неудовлетворенные садисты и мазохисты в бизнес- обстановке, как правило, сохраняют те же установки.
А теперь вернемся к переговорам о выстраивании личных отношений. Допустим, женщина выбрала мужчину на роль будущего мужа. Но этап установления контакта пробуксовывает, романтичность, недоступность и загадочность не цепляют его. Тогда она может ввести в этот этап показательный секс. В парфюмерных отделах таким образом клиенту дают понюхать пробники, показав достоинства, но (если понравится) с необходимостью развития дальнейших серьезных отношений и привлечением дополнительных ресурсов клиента в виде кредитки или наличных.
Установление контакта переходит в стадию презентации. Здесь важно расширить перечень достоинств — эротизм нужно подкрепить другими качествами: надежность, душевность, мудрость и пр. Это углубит мужское восприятие и сменит вектор от интересного к полезному. Будут использоваться и приемы обострения, и тайм-аут, и отстройка, и торг. Но дабы не уходила энергетика отношений, секс будет проходить красной нитью, сшивая разные качества из других контекстов, сглаживая конфликты.
Успешное завершение многоуровневых переговоров (брак) будет означать, что женщина нашла правильную пропорцию удовлетворения сексуальных потребностей (его и своих) и сублимацию в других ролях (от понимающего друга и советчика до партнера в увлечениях).
А если не нашла? Если переговоры, обещавшие успех на начальном этапе, в итоге провалились?
Есть у меня клиентка Л – умница, красавица и т.п. В числе ее поклонников есть немало успешных, статусных мужчин. Но в ее романах обычно отсутствовал happy end. И все из-за ее склонности к мазохизму. Ей нравился жесткий секс, но мало кто из ее мужчин доставлял ей наслаждение в полной мере. Пока не появился П. Свою карьеру он начинал в окружении экстравагантного политика с неустойчивой психикой и ориентацией, любившего отдыхать в бане с юными помощниками. Но П сумел, в свою очередь, воспользоваться связями, наработанными там и, покинув этого политика, создал свой бизнес. Однако пребывание в роли мальчика «для битья» (и не только) отложило свой отпечаток на психику П и он развил склонность к садизму в сексуальных отношениях. Так вот Л как-то угораздило познакомиться с П, и эта страсть стала для нее роковой. Он время от времени вызывал ее, не считаясь с ее возможностями и планами, и она, бросив все, летела к нему. Возвращалась обычно вся в синяках, но с чувством глубокого удовлетворения.
Эта зависимость разрушила и довольно перспективный союз с олигархом, узнавшим о ее тайном посещении яхты П, и с известным спортсменом-миллионером, узнавшим, что его невесту публично тискал П, и с другими влюбленными в нее мужчинами.
Отношения Л и П прервались только тогда, когда он, чувствуя свою неограниченную власть, дошел в своих сексуальных экспериментах до того, что потребовал от Л занятьcя при нем и его охране сексом с его приятелем. И вот здесь у Л сработали социальные механизмы защиты – угрозы для репутации, чувство собственного достоинства, обида, осознание, что ее Господин не дорожит ею и пр.
Но даже, когда мы начали работать, нам приходилось неоднократно прорабатывать остатки ее мазохистской зависимости от П, и блокировать ее импульсивные желания вернуться в отношения после его призывов.