Недавно журналистка Эмили Уитт выпустила свою первую книгу с громким названием Future Sex. Книжка и правда неплохая, искренняя, ее многие хвалили, но, как часто бывает в таких случаях, о собственно будущем там мало что сказано. Однако мы все равно проштудировали этот труд и спешим тебя разочаровать (или успокоить): если верить Уитт, никакого специального будущего у секса не намечается. Расслабься — все как в лучшие времена.
1. Насчет «Тиндера»
Знакомства в интернете — дело, конечно, хорошее, но все равно бестелесное. Уитт пишет о том, как ходила на первое интернет-свидание в 2011-м — еще до «Тиндера», с помощью OkCupid. На свидание пришел какой-то композитор и повел ее сначала искать памятник Беле Бартоку на 57-й улице, а потом пить пиво в ирландский паб. Потом они встретились еще раз, а когда он наконец пригласил ее к себе домой, она в последний момент отказалась. Потом были свидания с плотником, парикмахером — все безрезультатно. По ее мысли, интернет-знакомства обманчиво сулят контроль над жизнью. Человек насильственно пытается создать то, чего не существует. Однако никто не может заменить, точнее предсказать, телесное притяжение.
Нас подводит наша же плоть — каким бы секстингом вы ни занимались в Сети, какие бы откровенные картинки друг другу ни слали — все равно: понять, хочешь ли ты человека или нет, можно только в офлайне. Автору в этом смысле не повезло: она не захотела ни композитора, ни плотника, ни тем более парикмахера. Технологии дают нам неограниченный доступ к людям, но не объясняют, что людям делать друг с другом (потому что у людей возникает слишком много вопросов друг к другу на первом же свидании) — такой Уитт делает неутешительный вывод. В общем, будущее в этой сфере представляется туманным.
2. Насчет оргазма
Идея о равенстве среди полов толком так и не сработала — по крайней мере в сфере секса. Все по-прежнему вертится вокруг мужского желания и мужского же оргазма, в сотый раз повторяет Уитт (а в чем, собственно, проблема? спросим мы). Женщины, стремящиеся к сексуальной свободе и открытости, оставались жертвами борьбы со своими же чувствами.
Уитт уповает на оргазмическую медитацию — там как раз существует возможность отделить физику от лирики и отталкиваться от внутреннего желания, а не от стремления угодить противоположному полу. (Ее наставница по оргазмической медитации рассказывала хорошую историю, как она встретила на какой-то вечеринке буддиста лет семидесяти, и тот собственно и объяснил ей суть процесса: она снимает с себя все снизу до пояса, а он будет ласкать ей клитор в течение пятнадцати минут, ну и типа посмотрим, что будет). Другое дело, что медитация — как и тот 70-летний буддист — не обещает оргазма, увы. Ну по крайней мере практикующие этот метод хотя бы верят в возможность его достижения.
3. Насчет обязательств
Женитьба как была венцом всего (во всех смыслах), так и остается — какую полиаморию ни разводи. Мы пытаемся сегодня думать о сексе в категориях big data, но на самом деле число партнеров ограниченно, и человек всегда будет упорно искать своего единственного. Слово «дейтинг» («свидание») все же слишком скользкое и мало что объясняет. А брак — надежен, как финансовый документ и так же, увы, неизбежен.
4. Насчет семьи
Будущее за родителями-одиночками — причем речь идет не только о материальной, но и об идеологической поддержке. Когда сегодня продолжают защищать полную семью, это делается в интересах родителей, но никак не детей.
5. Насчет порнографии
Уитт за тридцать, а стало быть, в ее пубертатный период интернет-порнография уже цвела пышным цветом. Она вполне признает ее право на существование («наиболее полное хранилище сексуальных фантазий в истории человечества»), но, увы, сама не в состоянии разделить восторги ярых приверженцев. Опять-таки у нее слишком много вопросов к жанру — ей не нравится понятия gang bang, MILF: почему бы не называть это «групповой секс с одним и более членами» и «женщина тридцать плюс»?
Общедоступная порнография — это в некотором роде и есть сексуальное будущее, и оно уже наступило — каждый может в любой момент найти себе картинку по вкусу и забаву по душе, но, увы, пока сугубо виртуального свойства. При этом Уитт пишет о поколении интернет-сексуалов: например, о женщинах, которые вполне готовы ласкать себя перед веб-камерой для незнакомцев, тогда как обычный секс в обычной жизни их практически не интересует — они им не занимаются вовсе.
6. Насчет свободной любви
Cвободная любовь как организующий принцип сексуальности окончательно разорвет с прошлым. В конце концов не зря же именно идеологически завуалированный свальный грех был так популярен в научной фантастике. Уитт триумфально примеряет на себя самые разные практики — от оргии на фестивале Burning Man до регистрации на Chaturbate (при этом раздеться в видеочате она так и не решилась). Однако как эту свободную любовь ни назови — открытые браки, полиамория, свингерство, — для будущего еще не придумали идей, когда бы последовательные сексуальные отношения не заканчивались бы банальной женитьбой.
7. Насчет собственно будущего
И наконец, секс будущего — это, оказывается, не новый, еще неизвестный тип секса, а всего лишь новый подход к обсуждению секса. Нужно учиться формулировать идеи и ясно выражать свои намерения — вот что, по мнению Уитт, важно, а вовсе не сам секс. Желание влюбиться не равно влюбленности. Объявить себя сексуально свободной не значит освободиться от запрещающих норм. Короче, проблема не в сексе, а в общественном устройстве. Как замечает сама Уитт после всех своих эротических практик, которые и составили предмет данной книги: «Пять лет потратила, а структурных перемен в жизни не наблюдается». Что ж, может, оно и к лучшему.