Как бы мы ни верили, что живем в обществе без предрассудков, в нем существуют разные формы дискриминации. В том числе и по половому признаку, и, конечно, по признаку сексуальной ориентации… Но выводы ученых выглядят куда убедительнее, чем отдельные примеры, которые наверняка может привести каждый из нас.
Бисексуалкам хуже, чем лесбиянкам
Британские исследователи пришли к выводу, что женщины-бисексуалки чаще подвержены стрессам и психическим расстройствам, чем лесбиянки.
В ходе исследования были изучены данные опроса, проведенного в 2007 г. некоммерческой организацией Stonewall, выступающей за права сексуальных меньшинств. В опросе принимали участие 5706 женщин, имеющих нестандартную сексуальную ориентацию. Выяснилось, что у тех из них, чья ориентация была бисексуальной, на 64% чаще встречались случаи нарушения пищевого поведения и на 37% чаще – нанесения себе умышленных увечий… Также бисексуалки больше «чистых» лесбиянок страдали от повышенной тревожности и депрессии, употребляли транквилизаторы и наркотики. Кроме того, они реже раскрывали свою половую ориентацию близким, друзьям и коллегам.
По мнению авторов исследования, это связано с повышенной дискриминацией бисексуалов. К ним зачастую относятся хуже, чем к гомосексуалистам и лесбиянкам, так как «би» как бы только притворяются гетеросексуалами…
Если гея или лесбиянку стараются принять такими, как они есть, то принять тот факт, что человек способен на сексуальные отношения с лицами обоего пола, значительно сложнее. Например, мужчина порой может простить женщине измену с другим мужчиной, но только не с другой женщиной…
Кроме того, бисексуальной женщине бывает крайне сложно определиться со своими предпочтениями и понять, кто она на самом деле. Она может метаться между партнерами обоего пола, не в состоянии решить, кто из них больше ей нужен. Нередко, не в состоянии сделать выбор, она теряет обоих возлюбленных и остается одна. Она может ощущать себя глубоко несчастной из-за того, что не в состоянии быть такой, как все, и из-за этого пребывать в постоянном стрессе или депрессии. А если она находит нужным скрывать свои предпочтения, то еще и пребывает в постоянном страхе перед разоблачением.
Трансгендерам лучше в науке
Группа американских и канадских ученых решила выяснить, какая работа является наиболее предпочтительной для представителей ЛГБТ (лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров). Результаты могут удивить: оказалось, что это… сфера науки! Именно в ней представители сексуальных меньшинств ощущают себя наиболее комфортно, заявили исследователи.
Специалисты проанализировали результаты сетевого опроса STEM (science, technology, engineering and mathematics), в котором приняли участие более 1,4 тыс. представителей ЛГБТ, работающих в области науки и технологий. Их сравнили с результатами онлайн-опросов представителей секс-меньшинств, работающих в других сферах. В опросах шла речь о том, как участники идентифицируют свою гендерную и сексуальную принадлежность, а также об отношении к ним коллег и работодателей.
Оказалось, что члены секс-меньшинств, работавшие в научной сфере, гораздо реже подвергались нападкам и дискриминации со стороны начальства и сослуживцев, чем те, кто трудился в других областях профессиональной деятельности.
Чем же это объясняется? «В научной сфере вы работаете с достаточно хорошо образованными коллегами и поэтому можете рассчитывать на более открытую культуру взаимоотношений, чем если бы рассматривали других работодателей», — считает один из авторов исследования, эволюционный эколог Джереми Йодер из Университета Британской Колумбии (Канада).
Помимо этого, выяснилось, что женщины, принадлежащие к ЛГБТ и занимающиеся социальными исследованиями, в деловом общении более приветливы и дружелюбны, чем мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации, работающие в той же сфере, а также их гетеросексуальные коллеги. Результаты исследований опубликованы в Journal of Homosexuality и в Nature.
Женщинам в науке не место?
Но даже для гетеросексуальных женщин в науке все складывается не так уж гладко. Так, специалисты из Университета Северной Каролины провели исследование, выявившее, что женщин-преподавателей считают менее компетентными, чем преподавателей-мужчин.
К опросам привлекли 43 студента, которые занимались по программе дистанционного обучения. Всех участников разделили на четыре группы от 8 до 12 человек. В двух из них преподавала женщина, а в двух других – мужчина. Между тем, студенты никогда не общались со своим преподавателем непосредственно, то есть не могли его видеть или слышать.
В целях эксперимента преподаватель-женщина представилась студентам одной из своих групп как мужчина, а ее коллега – наоборот, представился одной из групп женщиной. По завершении курса учащихся попросили дать «преподам» оценку. Они должны были выделить 12 характеристик своего педагога, связанных с компетентностью и навыками межличностного общения.
Оказалось, что те студенты, которых учили женщины или которые полагали, что их преподаватель – женщина, давали более низкие оценки, чем те, кто был уверен, что их учит мужчина… А ведь рейтинги, которые составляются по мнениям учащихся, нередко играют серьезную роль: от них могут зависеть решение о найме, продлении контракта педагогов или повышении их в должности.
Так что дискриминация по половому признаку или признаку гендерной самоидентификации существует во всех сферах, как бы нам ни внушали, что надо быть толерантными и не иметь предрассудков. Как говорится, есть над чем поразмыслить…