Похоже, пора бить тревогу: в обществе наметились опасные тенденции, которые вот-вот оставят человечество без секса. Что делать и куда бежать, рассказывает психолог Сергей Кумченко - психолог, исследователь истории и психологии секса.
Начнем все-таки с приятного. Нам повезло жить в эру психологизма, когда каждый человек не винтик в системе, а вполне ценная личность. Правда, многие воспринимают свою уникальность слишком серьезно, а это уже хуже. Психологи в один голос сетуют на неумеренный нарциссизм и инфантильность современников. За подтверждением добро пожаловать в интернет: соцсети ломятся от обилия селфи и фотографий разномастной еды. Причем никто из авторов не задается вопросом: «это правда, что ли, кому-то интересно?»
Чуть ли не каждый поглощен своей неповторимой персоной и представления не имеет, что творится с чуваком рядом. Да и не очень-то хочет. Зато готов предъявить целый список требований к потенциальному партнеру, которым тот должен полностью соответствовать и повиноваться. Стоит кандидату на сердце высказать в ответ свои пожелания – это фу. В общем, мы вроде тех несчастных, которые взялись соорудить Вавилонскую башню, но забросили затею, оказавшись не в состоянии найти общий язык.
Счастье быстрого приготовления
Вроде бы интернет дал кучу возможностей – да здравствуют сайты знакомств, где можно расписать по пунктам, что за мужчина тебе нужен и какого цвета трусы он должен носить. Осталось лишь выбрать из каталога претендента, разделяющего твою любовь к китайской кухне и жесткому сексу. С одной стороны, удобно: мы ведь все люди занятые, в библиотеках знакомиться некогда. Печально только, что никого не смущает такой продуктовый подход к выбору партнера.
Задумайся, это ведь все очень похоже на интернет-магазин. Тут тебе и фото товара в разных ракурсах, и описание, и технические характеристики – местами вплоть до размеров и обхватов. Да и число «возвратов» со временем растет, а процент счастливых пар, встретившихся на сайтах знакомств, не очень-то впечатляющий.
Особый разговор про фотографии. По большей части они о том, чтобы продемонстрировать сексуальную привлекательность гражданки в кадре, – а потому больше тела, обнаженного и упругого. Что в итоге? Мы сами не заметили, как подменили личность пышной грудью. Стоит ли удивляться, что мужчина не ценит твою любовь к русской литературе и навещает, чтобы только ночь провести?
Можно, конечно, списать все на «легкие» знакомства, которые и не подразумевают серьезных отношений. Но дело, честно говоря, не только – и не столько – в них. Лишь единицы из отправляющихся в онлайн за знакомством готовы встретиться с живым человеком и его «я» – у таких как раз все складывается. Остальные идут за простыми решениями и пребывают в странной уверенности, будто подходящая анкета плюс фото гарантируют: все само устроится. Только не бывает легких путей в том, что касается серьезных отношений. И счастье на халяву не раздают даже во всемогущем интернете.
За готовыми схемами люди идут и на тренинги, где обещано научить, как с полоборота соблазнить любого и стать божеством в постели. Грустно, что все-таки находят и пытаются автоматизировать то, что по природе своей спонтанно. В результате акт любви, прости уж за пафос, превращается в механическое совокупление.
Святая простота
В противовес такой легкой позиции в делах любовных возникло движение антисексуалов. Оно сегодня как раз набирает обороты. Физически граждане антисексуалы в состоянии испытывать влечение и получать удовольствие от процесса, но по неким моральным соображениям предпочитают «не мараться». Этакие сверхчеловеки: мы выше этого и можем себя проконтролировать. Звучит, может, и благородно, но на самом деле привет нарциссизму – в конкретном случае замешанному на боязни общества. По крайней мере, так считают психологи, занимающиеся изучением вопроса. Вроде человеку никто не нужен, он весь из себя самодостаточный, а на деле имеет комплекс девственницы, бережно укутанный в нравственные принципы.
Кто обычно подается в ряды не в меру чистоплотных граждан? Ну, например, инфантильные особы, которые так и не вылетели из-под крыла гиперзаботливых родителей. Вот, скажем, барышня идет с мамой в отдел нижнего белья, потому что сама в свои тридцать не может определить нужный размер и выбрать модель. В обычных семьях совместные походы прекращаются, когда дочери исполняется лет семнадцать, но здесь это будет продолжаться еще долгие годы. Хотя допускать родителей так близко к интимному нельзя – важно вовремя обозначить границы: это мое тело, я буду им распоряжаться.
Любопытно, кстати, что многие антисексуалы причисляют себя к асексуалам, хотя общего у них только отказ от интимной близости. В чем разница? У каждого из нас своя половая конституция – она определяет, сколько секса нужно гражданину, чтобы чувствовать себя хорошо. У кого-то она сильная, и хочется каждый день, у кого-то слабая, и много не надо. У асексуалов такой потребности нет вообще, влечения они не испытывают. Автор книги «Асексуальность» Джесси Рассел уверяет, что в каждой популяции млекопитающих таких 2%. Всего.
Кентавр и русалка
Есть и другая крайность – особенно популярна она у мужчин: установка «Всегда готов!». Мачо-жеребец, который в любой момент готов удовлетворить подвернувшуюся девушку, чтобы доказать свою состоятельность. Именно эти герои-любовники чаще всего пополняют ряды импотентов с диагнозом «психогенная эректильная дисфункция». Виной тому когнитивный диссонанс, в котором они вынуждены существовать. С одной стороны, мужчине отведена роль инициатора, с другой – нельзя быть слишком активным, нужно себя сдерживать, потому что не каменный век и хорошо бы соблюдать приличия. Вот так мечется бедненький между «можно» и «нельзя». То ли он тигр, то ли домашний кот. В итоге, как ты понимаешь, ни то ни другое.
Печальнее мачизм проявляется у женщин. Они не бросаются на амбразуры, но всеми доступными способами стимулируют к подвигам кавалеров. В основном доводят себя до кукольного совершенства и благосклонно принимают ухаживания. Но вот сюрприз для обласканных счастливчиков: интима, скорее всего, не будет. Это не значит, что девушки-куколки фригидны, хотя всякое случается: из-за завышенных требований к партнеру либо «благодаря» не менее сложным, чем у антисексуалов, отношениям с родителями, они не готовы перейти от слов к делу. Куда проще зазывать проплывающих моряков и наслаждаться своей неотразимостью, чем решиться на реальные отношения. Поможет только психотерапия – если, конечно, девушка наберется смелости признать проблему.
Пора взрослеть
В общем-то, понятно: главная печаль нашего поколения – чрезмерная увлеченность оболочками, и в первую очередь своими собственными. А нужно бы двинуться вглубь и разглядеть в себе не только сексуальность, явную или тайную, но и личность. Перестать бунтовать против родителей, даже если они в чем-то не правы, и начать нести ответственность за свою жизнь. Ну и главное – отвлечься наконец от отражения в зеркале и обратить внимание на того, кто лежит с тобой под одним одеялом. Вдвоем, обещаем, веселее.