Год поста за мастурбацию и никакого наказания за гомосексуализм — рассказываем об особенностях сексуальной жизни в Древней Руси.
Секс и церковь
Информацию о сексуальной жизни в Древней Руси узнаешь из церковных книг. Именно в них говорится, как часто, с кем и главное, зачем люди занимались сексом. Половой акт признавался только между супругами и только с одной целью — для продолжения рода.
Секс для удовольствия считался грехом. Потому и существовали запреты и ограничения на то, когда именно супруги могли вступать в интимную связь.
Нельзя было заниматься сексом во время церковных праздников и по святым дням. Воздерживаться от интима рекомендовалось по средам и пятницам, а также в период четырех ежегодных постов: перед Пасхой, перед Рождеством, перед праздником святых Петра и Павла и в течение Филипповой недели. Для того чтобы легче было воздерживаться от секса, парам надлежало спать раздельно.
«Для каждого христианина, мужчины и женщины, хорошо иметь в доме две постели и спать врозь по воскресеньям, праздникам, а также во время святой недели, если иногда кто-то из супругов не в состоянии сдержать себя ради дела Божьего; ибо в эти дни надлежит выказывать сдержанность, а не кататься в похотливой одержимости, подобно свинье в хлеву. От отсутствия сдержанности может взойти злое семя», — говорилось в одной из церковных книг.
Церковь также рекомендовала, в каких позах стоит заниматься сексом: правильная позиция предполагала, что женщина лежит неподвижно, а мужчина находится плашмя поверх нее. На церковнославянском языке это называлось — «на коне».
Церковнослужители выступали против обратной позы, когда женщина находится сверху — таким положением она оскверняла не только своего супруга, но и Бога. По представлениям славян мужчина был создан по образу и подобию Божьему, а женщину сотворили из его ребра, поэтому она всегда занимала подчиненное положение как в жизни, так и во время секса.
«Пара могла избежать каких бы то ни было порицаний лишь в том случае, если она производила на свет ребенка, зачатого в результате вагинально-генитальных контактов в «миссионерской» позиции в день, не предназначенный для религиозно-обрядовых целей или телесного очищения», — рассказывает в своей книге «Секс и общество в мире православных славян» исследователь Е. Левина.
Еще запрещались предварительные ласки, особенно поцелуи с открытым ртом — их в Древней Руси называли «татарскими». Хотя, безусловно, русские знали, как целоваться и до нашествия татаро-монгольского ига. Под строгим запретом находился оральный секс. За нарушение правил человека наказывали двумя или тремя годами поста.
После полового акта супругам следовало тщательно вымыться, дабы избежать попадания греха на религиозные реликвии при посещении церкви.
Только раз в году
Православные славяне не видели в библейской заповеди «возлюбить друг друга» сексуального подтекста. Духовная близость — да. Поддержка и верность тоже допускаются, но никакой романтики и интимного удовлетворения. Половой акт был у супругов редким. И если женщина еще могла смириться с этим, то мужчина (вероятно, в силу своих полигамных особенностей) страдал и искал утешение на стороне.
Несмотря на то что Новый завет предполагал равное наказание за измену и мужчине, и женщине, многие церковнослужители допускали интрижки со стороны мужей. Так, например, святой Василий говорил, что жена имеет право покинуть мужа, только если он изменил ей с замужней девушкой.
Развод — большой грех того времени. Жена не могла уйти от супруга даже если он совершал над ней физическое насилие. Но страшнее развода — прелюбодейство со стороны жены. Ведь через супругу прелюбодеем становился муж. Жена, изменившая мужу, могла принести в семью ребенка от любовника, а то и вовсе сбежать с ним.
За неверность женщину отправляли в монастырь на два года. По истечении этого срока муж решал возвращать ему назад жену или нет. Если же мужчина знал, что его жена грешна, и покрывал этот грех, продолжая оставаться с нею в браке, он также был виновен и становился сводником.
Противоестественный секс: от мастурбации до скотоложства
Противоестественным считалось сексуальное поведение, которое отсутствовало в животном царстве. К нему относились гомосексуальные отношения, скотоложство, кровосмесительные связи, мастурбация. Последнее было самым распространенным сексуальным нарушением.
Мастурбацию считали намного опаснее, чем кровосмесительные связи с родителями. В одной из древнерусских притч рассказывается, что у мужчины, регулярно занимавшегося рукоблудием, пенис превратился в змею.За мастурбацию полагался шестидесятидневный пост в сопровождении от восьми до ста пятидесяти земных поклонов в день. Причем наказание распространялось одинаково как на мужчин, так и на женщин.
Семяизвержение у мужчин во время сна церковь истолковывала как дьявольское наущение. И за этот естественный процесс тоже можно было получить наказание.
«Если этот мужчина мастурбировал или мечтал о женщинах (или мальчиках), тогда ответственность за приход дьявола лежала на нем самом. В этом случае мирянину нельзя было причащаться в тот день, а священнику — служить в церкви», — пишет исследовательница Е. Левина.
Противоестественным считались другие сексуальные связи, например, интим с животными. Чаще всего соитие происходило с коровами, свиньями, собаками и птицами. В некоторых источниках есть упоминания, что для сексуальных утех использовали, как самок, так и самцов.
На женщин за подобный грех налагались такие же епитимьи, как и на мужчин. Обычно — это двух-трехлетний пост, сопровождавшийся земными поклонами.
Гомосексуальные связи: грех или реальность?
В церковных книгах также упоминается о гомосексуальных связях или мужеложстве. Основное наказание за этот грех: церковное покаяние от одного до семи лет. К подросткам и молодым людям, совершившим гомосексуальный акт, относились снисходительнее, чем к женатым. Существовало и лесбиянство, но наказание за него тоже оценивалось по-разному. Например, новгородский епископ Нифонт считал секс двух невинных девушек наименьшим грехом, чем «блуд» с мужчиной.
«Нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех», — писал историк С. Соловьев.
Пик мужеложства наступает с XV века, но первые примеры подобных отношений известны раньше. Так князь Георгий (XII век), сын Андрея Боголюбского, женился на грузинской красавице царевне Тамаре, однако был отвергнут ею из-за своих связей с мужчинами.
Примеры гомосексуальных связей были в XV, XVI и XVII веках. Известно, что князь Василий III имел нетрадиционную сексуальную ориентацию. Он заточил в монастырь свою первую жену Саломонию Сабурову — за время 20-летней жизни с супругом у нее не было детей. Затем Василий женился на Елене Глинской. По преданию исполнять супружеский долг он мог только когда в спальне находился начальник его стражи.
Один из сыновей Василия III, царь Иоанн Грозный, был женат семь раз, но, несмотря на браки с женщинами, его привлекали мужчины. Самый известный любовник Грозного — Федор Басманов, сын опричника Алексея Басманова. Отношения Федора и Ивана IV отлично описаны в историческом романе А.К. Толстого «Князь Серебряный».
Протест против мужеложства выражал протопоп Аввакум. Он считал, что любой мужчина, бреющий бороду, гомосексуалист. Так он отказался благословить сына воеводы Василия Шереметьева только потому, что его отпрыск был без растительности на лице.
«Бритье бороды тогда имело эротический привкус и стояло в связи с довольно распространенным пороком мужеложества», — комментировал этот случай историк литературы Николай Гудзий.