Многие из нас, когда заходит речь о возможной измене подруги, начинают корчить из себя непотопляемых гусар: мол, туда ей и дорога! Однако стоит девушке и в самом деле чересчур любезно ответить на звонок шефа, мы в ярости скрежещем зубами. В целом это правильно. Но некоторых ревность может довести и до сумасшедшего дома.
Билли стал подозревать неладное, когда его жена Кейт начала одеваться по-новому. Незадолго до этого ее должность вице-президента в крупном банке сократили, зато на полученную солидную компенсацию она открыла небольшой магазинчик одежды. Вроде ничего удивительного в том, что строгие брючные костюмы с глухим воротом в ее гардеробе уступили место легкомысленным нарядам. «Но что-то постоянно грызло меня изнутри», — вспоминает 38-летний Билли. Обтягивающие платья супруги, под которыми редко появлялся лифчик, высокие каблуки, обильная бижутерия и всегда выставленные напоказ ноги вызывали у несчастного мужа предсказуемую навязчивую мысль: «Кого, черт возьми, она завлекает?» И зачем так наряжаться, всего лишь отправляясь на работу?
Вскоре Билли обнаружил, что личный тренер Кейт по фитнесу оставил ей в фейсбуке двусмысленный комментарий о подсчете процентов жира в организме. А еще около магазинчика Кейт постоянно вертелся какой-то тип, тоже из ее интернет-друзей. И это притом что женщине почти 40 и у нее четверо детей — двое от первого брака и двое от Билли! Кейт никогда не вела разгульный образ жизни. Теперь же в магазине частенько случались банкеты для модных дизайнеров и поставщиков одежды, перераставшие в ночные поездки по клубам.
У Кейт появились новые друзья, любящие заложить за воротник и балующиеся синтетическими наркотиками. «Я потерял сон, аппетит и, похоже, часть ума, — вспоминает Билли. — Я часто езжу в командировки, и теперь, стоило мне сесть в самолет, как в моей голове начинали крутиться жуткие картины: ноги Кейт, обхватившие задницу другого мужчины. Или она скачет сверху. Или он пристроился сзади нее». Спокойный и сдержанный мужик буквально на глазах превратился в невротика с красными глазами: «Однажды на работе я подумал о том, где сейчас Кейт, и неожиданно со всей дури ударил кулаком в стену. Пробил — стена была из гипсокартона, — говорит он. — В другой раз, взбесившись, я расфигачил свой телефон. Да я даже в школе себя так не вел».
Ревность, пожалуй, самая сильная эмоция, которую мы можем испытать. Именно она стоит на первом месте в списке причин домашнего насилия, творящегося по всему миру. Интересно, зачем природа придумала для нас это чувство? Возможно, лучшее определение дает американский антрополог Дженнифер Джеймс: «Ревность — это боязнь человека потерять собственную ценность в глазах объекта своего интереса. И страх перед тем, что этот объект сделает выбор в пользу конкурента». Иными словами, это то чувство, которое может испытывать первый ребенок, когда в семье появляется новорожденный. С той лишь разницей, что первого ребенка в результате никто не выставляет за дверь.
Отцы и некто
В 1992 году психолог Дэвид Басс из Мичиганского университета провел эксперимент. Сотням мужчин и женщин дали выбрать, какой из двух вариантов измены партнера будет для них более болезненным. В первом случае партнер перехватил бурный, но одноразовый секс со случайным знакомым, во втором — отношения на стороне были платоническими, но глубокими и эмоциональными (иногда это называют словом «любовь»). Выяснилось, что большинство женщин сильнее расстроила бы эмоциональная измена; ну а мужчины приходили в бешенство, представляя свою партнершу в постели с другим парнем.
Басс предлагает простое объяснение такой разнице в реакциях полов. По понятным причинам женщина может быть уверена на 100%, что ее ребенок рожден именно ею и является продолжением ее рода. Потому ее больше волнует, чтобы отец ребенка не переселился к другой даме в результате вспыхнувших чувств, а был бы рядом: занимался охотой, собирательством или еще как-то обеспечивал ее и малыша. Мужчина меж тем до изобретения анализов ДНК никогда не мог быть уверен, что этот вот ребенок, которого он кормит, моет и одевает, — его. А воспитание чужого ребенка — это прямой путь к биологическому поражению (ведь главная задача каждого человека, с точки зрения природы, — передать свои гены следующим поколениям). Поэтому в интересах самца было любыми способами исключить доступ других охотников к телу своей самки.
Выходит, что мужская ревность — такой же инструмент продолжения рода, как и другие известные тебе. Нашим предкам устраивать друг другу сцены было не менее важно, чем уметь различать ядовитые и съедобные грибы и избегать встречи с разъяренным медведем гризли.
Шпионские снасти
Вот и Билли недолго удерживал себя в руках: однажды, подвыпив, он устроил Кейт допрос и насчет тренера по фитнесу, и насчет того типчика, что вечно трется в ее магазине. Без толку: жена лишь заявила, что он ведет себя как ребенок и не стоит так уж явно демонстрировать неуверенность в себе. В общем, ситуация ухудшалась с каждым днем. Возвращаясь домой с работы, Билли делал большой крюк, чтобы проехать мимо ее магазина и тайком заглянуть в витрину — что происходит внутри. Конечно, тот тип регулярно оказывался там. Билли выяснил через друзей, что парень — известный бабник, и эта новость обошлась ему в подавленную двухдневную истерику. Кейт между тем заявила Биллу, что с нее еще в детстве хватило отца-тирана, чтобы и во взрослой жизни кто-то контролировал каждый ее шаг. Билл ответил: это всего лишь предлог, чтобы уйти от разговора. После этой перепалки супруги не общались неделю.
Затем, уезжая в очередную командировку, Билли превзошел самого себя: уговорил свою сестру последить за тем, что будет происходить в магазине и у него в доме. «Представьте, — вспоминает невольный сексот. — Приходит к вам заплаканный взрослый мужик, рассказывает, что на днях в бешенстве пробил кулаком стену, и просит пошпионить за своей женой!»
Еще через несколько месяцев окончательно дошедший до ручки Билли установил на их общий с Кейт компьютер шпионскую программу, отслеживающую нажатия клавиатуры. «Я одновременно и хотел, и страшно боялся получить ответы на мучившие меня
Психолог Кеннетт Леви, кандидат наук, подготовил классификацию мужчин по тому, как они относятся к возможной измене партнерши. Первый тип — счастливый и уверенный в себе человек, который твердо убежден, что ему, такому замечательному, просто невозможно изменить (иногда это называют словом «глупость»). Куда мрачнее смотрят на жизнь мужчины второго типа: индифферентные, или избегающие. Такой человек не хочет (а где-то даже боится) глубоких привязанностей. Он ценит независимость и не полагается ни на кого, кроме себя. Он чувствует себя неуверенно в отношениях, потому что считает, что они все равно обречены на провал. «Все бабы — стервы» и прочая ерунда.
Наконец, самый утомительный тип ревнивцев — тревожный. Они назойливы, требуют постоянного внимания, находятся в нервном напряжении и неустанно подозревают партнершу в грешках. Очевидно, такому типу в детстве недодали любви. Парадоксальный факт, но такой человек одним беспокойством на ровном месте может разрушить свой брак — какая жена не сбежит от истерика с красными от слез глазами? Собственно, Билл — как раз типичный тревожный — почти этого добился. С помощью своей шпионской программы Билли выяснил, что пресловутый местный ловелас действительно флиртовал с Кейт по электронной почте. Прямых доказательств измены не было, но Кейт и не требовала отстать от нее.
«Я подумал, что единственный способ спасти наш брак — собрать свою волю в кулак и поговорить с женой максимально спокойно», — рассказывает Билли. Однако тщательно разработанный план рухнул, как только Кейт узнала о шпионской программе. «Ты просто параноик», — услышал Билли в ответ. А затем был звук хлопнувшей двери: разъяренная супруга умелась на очередную пьянку. Все, тупик. «Мне уже начало казаться, что даже если она и не собиралась заводить роман на стороне, то я подталкиваю ее к этому, — говорит Билли. — Что мне делать? Если я буду говорить с ней о своей ревности, то буду выглядеть психом, а психов никто не любит. Но если я буду молчать, я буду жить как в аду».
В качестве последней меры пара отправилась к семейному психологу. Но ничего не получилось. Там всплыли старые недомолвки и давние проблемы, в основном касавшиеся воспитания детей. После очередного скандала Кейт произнесла слово «развод». И уехала на пару недель в отпуск — «отдохнуть от всего этого и все спокойно обдумать». Билли тем временем начал готовиться к новой для себя роли брошенного мужчины. В каком-то смысле ему даже полегчало — появилась хоть какая-то определенность.
Полезная слабость
Ревность не приносит нам радости. Потому кажется странным, что психологи утверждают: ревность способна укрепить отношения в паре. Главное — не рыдать и не проявлять постыдной слабости, а выразить свои опасения разумными способами. Так можно добиться двух важных вещей. Во-первых, ты явно показываешь свои чувства к партнерше. «Ты вдруг осознаешь, что любишь этого человека больше, чем любых прошлых партнеров», — говорит доктор Билл Кэллахан, бывший военный хирург, а ныне психиатр, специализирующийся на семейной терапии. Он считает, что легкая ревность будет даже приятна твоей партнерше: так ты демонстрируешь, что она важна для тебя (только не говори про ее прошлых партнеров). А те пары, которые не позволяют себе обсуждать контролируемую ревность или вообще не чувствуют ничего, долго не протянут.
Другая важная функция ревности — это повод получить нужную информацию, выяснить состояние ваших отношений. Ты поделился своей тревогой, а она тебя послала в духе «Это твои проблемы»? Значит, что-то действительно идет не так. И в рассматриваемой нами истории неверно вел себя не только Билл, но и Кейт. Похоже, она это поняла. Через полтора месяца после того, как Кейт «уехала на пару недель», она позвонила Билли. И согласилась пойти к психологу одна. Специалист раскопал в ее голове такие залежи глубоких детских травм, что хватило бы заполнить целый шкаф в библиотеке поведенческих расстройств. Из-за того, что родители тиранили ее в детстве — следили за каждым шагом, не хвалили, наказывали и прочий обычный набор строгих воспитателей, — Кейт страдала от низкой самооценки и плохо понимала мотивы других людей. Поэтому, повзрослев, она начала неосознанно добиваться мужского внимания. Даже незначительный комплимент словно вызывал в Кейт прилив дофамина, гормона удовольствия. При этом она (якобы) почти не осознавала, что мужчины не просто искренне восхищаются ею, а намекают на ни к чему не обязывающий секс.
«Звучит не очень-то правдоподобно, но чему-то ведь надо верить, — улыбается Билли. — По крайней мере, теперь Кейт готова спокойно обсуждать наши трудности. И — она клянется, что никогда мне не изменяла». Рухнувший брак они кое-как склеили. Кейт продолжает управлять своим магазинчиком, но перестала общаться с ловеласами и типчиками. Взяв себя в руки, Билл говорит так: «Ни в коем случае не хотел бы снова пройти через такую историю, я ведь чуть с ума не сошел. Но у этой драмы хороший конец: не в последнюю очередь благодаря приступам ревности в моей семье наступил мир».
Ревнивая подруга
Женщины тоже подвержены паранойе ревности. Что делать, если тебе досталась именно такая спутница? Не пытайся с ней спорить, сейчас она не в себе. Тебе помогут циничная лесть и преувеличенные эмоции.
СКАНДАЛ Ты зашел в кафе с подругой детства.
РАЗРЯДИ Не поддавайся искушению бросить ответный упрек: «Какого лешего! Ты мне не доверяешь?» Лучше с улыбкой сказать: «Приятно, что я для тебя настолько важен, что ты меня ревнуешь».
СКАНДАЛ Она заметила, что ты пялишься на красивую девушку.
РАЗРЯДИ Не стоит глупо оправдываться, что лишь хотел рассмотреть, из какого материала ее платье. Скажи, что ты смотрел на что-то конкретное, например на ноги этой женщины, но затем добавь нечто вроде «Но твои, дорогая, во сто крат привлекательнее». «Уверив девушку, что она в любом случае находится вне конкуренции, ты значительно смягчишь, а то и вовсе устранишь угрозу», — уверяет Лаура Герреро, специалист по коммуникации из Университета Аризоны.
СКАНДАЛ В разговоре ты случайно упомянул свою бывшую девушку.
РАЗРЯДИ Убеди ее, что причины, по которым ты расстался со своей бывшей пассией, настолько значительны, что ни о каком воссоединении и речи быть не может. Скажи ей правду, которую она так хочет услышать: «Все это в далеком прошлом, потому что я люблю только тебя». Ну и в будущем старайся следить за своим языком.